Восстановление храма

2010 год

Сейчас, по истечении  лет, выделяя в прошлом главные события,  упускаем при этом иногда нечто кажущиеся  нам малозначительным. Что-то уже и вообще позабыто. Разделяя время на вехи, мысленно прорисовываем в  собственном представлении  обобщенную картину  событий, происшедших в те далекие  времена, и ставших уже неотъемлемой частью нашей истории. И что здесь видим:

Наступал 2010 год. Календарь отсчитывал, как и положено дни, жизнь вокруг текла своим чередом. Все прежние дела рук наших частично или полностью уже материализовались. Желания наши «о светлых грядущих днях» и молитвы  об этом  бежали, как всегда, впереди и вынуждали поспевать за собой. О чем были эти мечты и чаяния?  О многом и разном, однако, думаю можно выделить главное, о чем воздыхали не только наши прихожане, но и некоторые жители «курьинской веси»: «Как было бы хорошо и замечательно  преобразить верхушку нашего храма!»

Действительно:  первое, на что устремляется взор человека, когда он приближается  к церкви, — это купола и кресты. И не случайно. Человек, если конечно  не окончательно укоренился в суете  своих житейских  дел, не истребил в себе подобия сотворившего его Бога, — имеет в какой-то мере у себя в душе полу-сокрытый образ Царства Небесного, сохраняет жажду к чему-то  возвышенному, отчего порой имеет необъяснимую тоску, когда созерцает небесный свод, такой безбрежный и непостижимый. Жажда эта и тоска – по утраченному человечеством Богу и живому общению с Ним. И никто кроме Церкви не может объяснить человеку истинных причин этой вековой печали. Потому, что это дело Церкви. Она для того и существует. И купола церквей, как раз представляют собой прообраз грядущего Небесного Царства, нескончаемой вечной и блаженной жизни с Богом. Оттого так старательно, не жалея ни сил ни средств, а порой и вовсе человеческих жизней (к примеру: при золочении купола Исаакиевского собора в Петербурге погибла, отравившись парами ртути, бригада «золотильщиков» более 20 человек!), украшают христиане купола своих церквей. Помню, люди, часто далеко не православные спрашивали иногда, будучи мне быть где-нибудь по дороге в храм или магазин:

«А что, батюшка, купол-то будут восстанавливать?» «Непременно, будут!» — отвечал  я.

Все же верилось, — даст Бог возможность осилить и эту работу, тем более что Георгий Александрович все чаще в разговорах «поднимал» эту тему. Ему, как и многим виделось важным начать восстановление  купола, и как-то при очередной встрече выразил свое желание финансировать этот проект. Но профинансировать – это еще половина дела. Кто-то должен был встать у руля этого проекта  и руководить всем процессом. Была слабая надежда, что Юра возьмется за дело сам, поскольку имел для того подходящий статус и опыт руководителя. Не получилось, и вот почему. Работая генеральным директором в одной крупной зарубежной кампании, Юра был постоянно занят делами ее управления. Времени, чтобы заниматься поиском подрядчиков и курированием еще и нашего строительства,  у него попросту не было. Воевать «на два фронта», отстоящих друг от друга за сотню километров  было не реально. В результате мы снова оказались со своей проблемой «лицом к лицу». По существу говоря: ситуация  оставалась та же самая, что и раньше: руководство по строительству с неотвратимой неизбежностью ложилось на приход храма Святой Троицы, который в свою очередь «благополучно» делегировал эти полномочия своему батюшке — отцу Александру. Круг на этом замыкался, поскольку перепоручить все это кому-либо другому было некому. По существующим положениям церковного Устава, вопросы эти, вообще-то, надлежало решать Приходскому совету во главе со старостой. Но если бы все было так просто…

Стоит, пожалуй, немного отвлечься, чтобы посмотреть несколько обобщенно на ситуацию. Реальность жизни такова,  что наши «церковные десятки» (это — Приходской Совет — учредители и главный руководящий центр Прихода) на практике в вопросах управления делами часто, сказать мягко, — не сильно полезны. То же самое, относится и к приходским старостам (Председатель ПС). Должности эти выборные и вовсе не подразумевают денежного вознаграждения за труды (кроме, как награды от Господа).  Человек, избранный в церкви на должность, по привычке может думать примерно так: «ну, как смогу – так и поработаю! Ведь не за зарплату же!» И как мы часто видим: точно так и работает — «ни шатко, ни валко». Порой подобных «активистов» месяцами, а то и годами можно не наблюдать в храме.  Крайне не часто найдется человек, пылко трудящийся в церкви «во славу Божию». Горение и пылкость, вообще-то свойственны в большей степени людям молодым, а в церкви их единицы, да и те, большей частью, — всегда «на работе». Старики да пенсионеры – вот основной контингент наших храмов, лучшие годы и силы свои отдали в служении Родине, — какое уж тут горение! Хорошо, если еще что-то делают. Спасибо на этом. Строго говоря, всякий труд во славу Божию — уже подвиг.  А последний, как известно,  удел не большинства, но неких избранных. Да и можно ли, вообще, этого требовать с каждого?  Получается, что  заставлять человека трудиться нехорошо; должен как бы сам прийти к этому – «созреть». Но случается, что крайне долго не зреет, — и что тогда делать, если надо делать? И не просто надо, а уже — «вчера» надо? Возможно, «то и делать»: самому все делать… или не делать. Часто люди и согласны работать в храме, но … за вознаграждение. И пусть себе работают! Если, конечно, храм способен нести расходы и платить.  Но часто бывает  не способен.  И что тогда: храм закрывать?.. Вопрос этот не имеет ответа. Хотя, по моему мнению, — какое вознаграждение вообще может быть в Церкви!? Быть Ей полезным, приносить свои посильные труды – уже истинное счастье. Да, счастье! Но, опять же, с «малой» оговоркой при этом: если этот конкретный человек «истинно православный». Замечательно. А вот теперь подскажите мне: «где берут» этих настоящих православных, готовых уже здесь и сейчас положить душу за «ближнего своего»? Церковь, — лечебница духа собирает, как правило, себе не здоровых, но «болящих», ради которых Господь, собственно и пришел в мир; и люди эти в большинстве своем крайне несовершенны ни умом, ни сердцем, и готовы скорее сами принять помощь, нежели оказать ее кому-либо. Увы! Немощны люди! И немощи эти людские проявляются везде и постоянно: ежедневно и ежечасно. К примеру: попросишь женщину-прихожанку помыть после службы полы в храме – ну, некому просто! «Правильно» ожидаемая здесь реакция должна бы быть — радость (дает Господь редкую возможность в храме послужить, да еще просьбу  батюшки исполнить, — как  не радость!)  Однако, часто видим совсем другую реакцию. В реальности происходит примерно так:  если «не напрямик», то всем своим видом и поведением прихожанка дает понять: «Вы что, батюшка, с ума сошли? Я сюда помолиться пришла! А вы мне такое!!!» В дальнейшем, конечно, — скрытые обиды, и само собой:  в храм этот, где «этот ненормальный батюшка», —  ни ногой! Много раз что-то подобное приходилось встречать….  Возможно, кто-то, читая эти строки, возмутится: «Как это так!? У нас совсем по-другому! Вы не правы!..»  Не стану возражать: может, где-то в другом храме, другой местности, либо городе — все «по-другому», но полагаю, что не многим лучше.  Потому — люди везде одни и те же, со своими грехами; вопрос лишь в степени их запущенности, а еще наличия (отсутствия) нравственного воспитания данного конкретного человека. Хотя, исключения все же бывают. Не стану спорить.

Проанализировав «нашу» ситуацию, становилось понятно, что и в данном вопросе рассчитывать  было не на кого, кроме как на себя, да на старосту. Действительно: не бабушкам же заниматься вопросами строительства! Староста Александр Анатольевич при всех своих многих положительных качествах имел, все же, и отрицательное,  —  не отличался постоянностью. Временами мог и потрудиться, но мог и надолго исчезнуть из поля зрения. Он не был готов установить приоритет  храмовых дел над своими домашними делами и попечениями. Принуждать и настаивать, в свою очередь, — я не имел морального права. Помню наши ссоры, случавшиеся прежде, когда я вынужден был излишне «напрячь» его: при этом встречал лишь ожесточенное противодействие, что в итоге не давало никакого положительного эффекта, а приводило  к тому, что на какой-то срок я оставался вообще без помощника. Мы уже говорили и о том, что  труды в церкви могут (и должны бы!) совершаться на безвозмездной основе, исключительно «Бога ради» (тогда это подвиг приятный Господу). И все бы хорошо, да вот только  ждать, пока люди созреют массово их творить, для нас означало похоронить весь замысел по восстановлению купола храма! Оставалось одно: снова нанимать рабочих, и кому, как не батюшке предстояло искать тех, кто смог бы исполнить эти работы. Все снова замыкалось на мне еще и по другой причине: необходимости постоянного присутствия на строительстве представителя от прихода для решения  важных неотложных  вопросов. И батюшка тут подходил, опять же, как нельзя лучше, ибо  нанять кого-либо со стороны, не знающего церковной специфики,  было бы делом довольно безрассудным.

Урал – край индустриальный. Люди здесь мастеровые и толковые: все, что угодно могут сделать. Изготовить купол на храм – задача для них не самая сложная. Хотя, и не совсем «пустяковая», конечно, поскольку  нужны специалисты. Так случилось, что родиной таких мастеровых стал Южный Урал. В частности его столица – Челябинск и некоторые близлежащие города, промышленный потенциал которых позволял производить вакуумное напыление нитрида титана на нержавеющий лист – основной материал для изготовления «золотых куполов». Естественно, что вблизи от производства этого материала развернулись и другие производства по изготовлению куполов для храмов. Как всегда, пришел на помощь Интернет. Было понятно, что  в дефиците  не производители, но заказчики: все к кому мы обратились за помощью, откликнулись сразу или спустя малое время. Все они выставили свои коммерческие предложения, ибо, понятное дело: бесплатно работать никто не будет. Здесь – рядовое производство, на котором трудятся самые разные люди: часто далеко не православные.  Уровень цен везде примерно был одинаковый. Опишу вкратце, как происходил переговорный процесс. Мы посылали запрос, наши партнеры просили подробный перечень работ необходимых нам. Я высылал им описание и фотоматериал с изображением купола храма, после чего они делали предварительные расчеты для дальнейших переговоров. Те варианты, которые подходили нам, я отсылал Юре для рассмотрения. Весь этот процесс проистекал с начала 2010  года. Поначалу казалось, что время терпит и можно не спеша подумать, выбрать наиболее выгодный и подходящий вариант. В плане оплаты надежда вся была на Юру, как инициатора этого замысла. Но когда стали приходить конкретные предложения с конкретно озвученной ценой вопроса, энтузиазм Юры заметно поубавился. И было от чего. Цены выставлялись даже не «заоблачные» — космические. Сохранилось письмо с предложением от одной южно-уральской фирмы на изготовление купола вместе с барабаном и крестом для нашего храма. Ниже я привожу его здесь полностью.  Важно было учитывать и следующее: прежде чем монтировать на храм новый купол, предстоял еще довольно значительный объем подготовительных работ. Следовало вначале решить: что делать со старым купольным барабаном, выложенным из кирпича. За многие годы «безхозного» пребывания, постройка эта обветшала настолько, что для его восстановления требовался специалист-реставратор, имеющий опыт подобных работ. Прежде всего, для этого нужна была оценочная экспертиза, которая определила бы степень повреждения кирпичной кладки и дала бы рекомендации к ее восстановлению. Другой вариант решения предполагал полный снос старого ветхого купольного барабана, чтобы  совсем  уйти от вышеизложенных проблем. Осмотр показал, что в верхней части кирпичного свода основного купола имелась еще сквозная дыра около метра в диаметре, которую предстояло как-то заделать перед монтажом купола. И самое простое из того, что нужно было подготовить, это разобрать старый купол, крытый кровельным железом вместе с деревянным каркасом. Все эти проблемы создавали дополнительные затраты, которые необходимо было учитывать в общей смете работ.  А смета вырисовывалась, отнюдь, не маленькая:

Наименование, перечень работ

Стоимость работ

руб.

1

Купол диаметром 2,950 метров, в т. ч.;

-стоимость материала металлокаркаса купола;

-стоимость работ по изготовлению металлокаркаса купола;

-стоимость кровельной нержавеющей стали толщиной 0,5 мм с покрытием TiN (нитрид титана) под «золото»;

-стоимость работ по облицовке металлокаркаса купола кровельным материалом в «шашку»;    -стоимость монтажных работ;

 

298 950,0

2

Свод 9*9 метров (оцинкованная сталь с полимерным покрытием), в т.ч.:

-стоимость материала металлокаркаса свода;

-стоимость работ по изготовлению металлокаркаса свода;

-стоимость кровельной оцинкованной стали с полимерным покрытием

-стоимость работ по облицовке металлокаркаса свода кровельным материалом в «шашку»;  -стоимость монтажных работ;

 

684 631,0

3

Свод 9*9 метров (TiN), в т.ч.:

-стоимость материала металлокаркаса свода;

-стоимость работ по изготовлению металлокаркаса свода;

-стоимость кровельной нержавеющей стали толщиной 0,5 мм с покрытием TiN (нитрид титана) под «золото»;

-стоимость работ по облицовке металлокаркаса свода кровельным материалом в «шашку»;  -стоимость монтажных работ;

 

1 211 852,0

4

Подкрестный шар диаметром 300 мм, в т.ч.:

-стоимость материала из нержавеющей стали толщиной 0,5 мм с покрытием TiN (нитрид титана) под «золото»;

-стоимость работ по изготовлению подкрестного шара;

-стоимость монтажных работ;

 

12 500,0

5

Крест высотой 2,8 м, в т.ч.:

-стоимость материала (профильная труба из нержавеющей стали);

-стоимость изготовления креста;

-стоимость облицовки креста TiN (нитрид титана) под «золото»;

— стоимость монтажных работ;

 

39 000,0

6

Подкупольный барабан диаметром 2,3 метра в т. ч.:

-стоимость материала металлокаркаса барабана;

-стоимость работ по изготовлению металлокаркаса барабана;

-стоимость кровельной оцинкованной стали с полимерным покрытием (цвет по каталогу RAL);

-стоимость работ по облицовке металлокаркаса барабана кровельным материалом в «шашку»;  -стоимость монтажных работ;

 

125 145,0

 

Стоимость комплекта купола из TiN  с учетом НДС 18 % составляет 1 687 447,0 рублей.

Стоимость комплекта купола из оцинкованной стали с полимерным покрытием  с учетом НДС 18% составляет 1 124 226,0

Срок выполнения работ составляет 60 рабочих дней.  Стоимость составлена без транспортных, командировочных расходов, расходов на грузоподъемные механизмы.

Вот так.  Выходило, что даже при выборе более дешевого варианта купола из простой оцинкованной стали, с учетом подготовительных работ общая сумма затрат скорее всего значительно превысила  бы уровень   1млн. 200 тыс. рублей.

Это была огромная сумма и для прихода и для Юры. К таким затратам он был не готов.

Весь этот внешне невидимый процесс занимал время. Незаметно приблизилась весна с ее погодными капризами и ветрами.  Где-то примерно в марте-месяце  мне доложили весьма неприятную новость: с купола храма ветром оборвало несколько листов железа. Оказалось,  что одна из четырех  сторон купола более чем наполовину оголилась. Обнажились  деревянные стропильные ребра и обрешетка, и теперь уже ничего не защищало от прямых осадков вековую каменную кладку свода купола. Это была трагедия. Ничто так не разрушает кирпич, как вода и мороз. Попадая в поры, она при замерзании создает огромные внутренние напряжения и со временем превращает  монолит кирпича в труху. Так и разрушаются храмы, а начинается все, когда пропадает  защитный «зонтик над головой». Ветер, конечно, тоже участвует в этой скорбной миссии, но лишь отчасти, поскольку временами может быть не врагом, а, наоборот,  другом: высушивать из кирпича излишнюю влагу и повышать тем самым сохранность постройки. Выходило так, что Господь словно подстегивал нас в принятии решения о начале купольных работ. Помню, что мы даже рассматривали вариант, чтобы пошить на заказ огромный брезентовый чехол на купол и силами промышленных альпинистов закрепить его наверху. Реально болела душа.  Я молил Бога, чтобы послал сюда как можно меньше дождей чтобы не размокал купол, но с другой стороны, приближалось лето, и дожди эти были крайне нужны другим: и людям, и растениям…. Господь действительно временил с дождями, но, тем не менее, следовало на что-то решаться. Сейчас не вспомню: единоличным моим решением или коллегиально, но было вскоре все же решено начать разбирать ветхую купольную кровлю.  «Ломать – не строить» — решили мы, а потому решили эту работу ладить самостоятельно.  Нашлись добровольцы из ближнего окружения и в теплые апрельские дни начали, помолившись.  Последнее обстоятельство запомнилось хорошо, поскольку  была у меня немалая тревога за ребят, поскольку работа предстояла на высоте (более 20 метров от земли) и была крайне ответственна и небезопасна. Безусловно, принимались возможные меры безопасности: каски, веревки, пояса, но все равно: элемент риска оставался. Кто работал на высоте – тот поймет. 9 числа апреля-месяца  стали готовить нужную оснастку, установили лестницы на кровле:

На фото: Олег Васильевич Камаев и наш «дядя Коля» готовят лестницу к подъему. На другом — раскрытый ветром купол храма. Буквально на следующий день в Курьях оказался проездом Юра по своим делам и заехал ненадолго в храм  с сопровождавшими его людьми.  На фото:  наш староста рассказывает и показывает все на месте:

Юра, — здесь он второй слева, одобрил наш замысел и выразил готовность оказать посильную помощь.

Наш план по реконструкции купола состоял из нескольких этапов и к первому мы уже реально приступили. Вначале решили, все же, разобрать ветхий купольный барабан. Рассуждали при этом  так: если оставить эту работу «на потом», то при производстве ремонтных работ на барабане неизбежно   будет повреждена поверхность нового купола, так как придется по нему и ходить, и носить камни, и месить раствор! Что  станет с ним после такого?.. Нет. Делать нужно все последовательно, чтобы сохранить результат своих же трудов.  Действовать необходимо было по принципу: «крась пол от окна к двери!» (иначе и в окошко будешь прыгать!) Среди тех, кто участвовал в этих делах можно отметить Рыбакова Димитрия (просто Диму) – сына нашего старосты; Олега Камаева, который трудился в тот момент сторожем нашего храма и жил здесь же; и конечно,  старосту  — Рыбакова Александра.

Самое первое, что предстояло нам сделать – это снять крест. Снизу он казался довольно маленьким, но в реальности представлял  собой довольно толстую металлическую трубу с перекладинами  и длиной порядка 5 метров. По весу это тоже было внушительно: два человека с трудом могли его поднять. Нельзя забывать и о том, что крест был установлен на 26 метровой высоте, и не имелось никакой серьезной точки опоры под ногами. В идеале — работа для крана или вертолета. Понятно, что ничего такого в нашем распоряжении не было и следовало полагаться исключительно на свои силы и возможности. Из возможностей у наших ребят были только веревки, да еще смелость и смекалка. Уже, не мало! С этим и приступили. Сняв проволочные растяжки, и постоянно страхуя веревками верх креста, ребятам удалось «положить» его на купол. При этом одна из стенок кирпичной башенки развалилась, что наглядно показало крайнюю ее ветхость. В последний момент обрушились и остальные стенки барабана, положив, таким образом, начало демонтажных работ. Ребята от этого места находились на безопасном расстоянии. Все это лишь подтвердило правильность рассуждений о принятой нами последовательности действий при  разборке ветхого купола.

После того как крест был снят задача уже существенно упрощалась: оставалось разобрать то, что не упало само и убрать все до самого основания башенки. В центре купола имелось большое отверстие, через которое можно было безопасно бросать вниз все кирпичи и обломки. Что и делалось. На фото те, кто делал эту работу:

Но это было лишь начало подготовительных работ. После успешной разборки купольного барабана предстояло убрать весь старый купол с проржавевшей местами железной обшивкой и деревянным каркасом. Несмотря на то, что листы железа очень долго не окрашивались и не имели на себе никакого защитного покрытия, сохранились большей частью довольно не плохо. Сквозных дыр практически не было, что весьма положительно говорило о качестве материала, использованного строителями храма. Деревянные детали также местами сохранились очень хорошо. Особый интерес вызывали железные кованые гвозди – явно ручная работа. Более чем за 200 лет они не проржавели и надежно скрепляли между собой детали каркаса.   Последние годы поврежденный местами купол давал пристанище многим поколениям диких голубей, массово гнездившихся в пустотах его деревянного каркаса. Пока ребята работали наверху, стайками и поодиночке они все время кружили поблизости. За долгое время их обитания здесь, скопилась довольно внушительная масса сухого птичьего помета. Приходилось убирать его буквально лопатами, а поднимавшаяся при этом пыль вызывала у ребят раздражение дыхательных путей, за что раньше полагалось выдавать молоко «за вредность». Что ни говори, в советские времена была какая-то забота о трудящихся. У нас молоко не выдавалось, ибо в церкви Господь и без того хранит людей своих, ну а простейшие респираторы, конечно были.  Голубиный помет – отличное удобрение; знающие люди приходили с мешочками и набирали домой, кто сколько хотел. Мы не препятствовали, а шутили между собой на этот счет, говоря, что надо организовать расфасовку этого добра и продавать желающим, а на вырученные средства построить новый купол!  Все же: «ломать, — не строить», и вскоре с этими не очень приятными работами  было, наконец, покончено. Оставалось заделать отверстие в кирпичном своде, проделанное вероятно для вентиляции в далекие советские времена, что и сделали под руководством Николая Андреевича Анкудинова, заделав эту дыру бетонной смесью.

   

На этом фото ребята разбирают деревянный каркас старого купола.

Работали: Камаев Олег, Юсупов Ильдар, Рыбаков Александр. Снято 5 мая 2010 г.

Через два месяца вся подготовка завершилась, и к 10 июня купол выглядел уже так:

Все это время, пока ребята наши трудились на высоте, с моей стороны предпринимались «лихорадочные» поиски возможных подрядчиков. Тех, кто смог бы за относительно небольшую оплату, и тем не менее, вполне качественно и красиво закрыть наш храм. Не надо думаю пояснять, что путей назад у нас не было, а задача эта по своей сложности в обычных условиях предстояла попросту, невыполнимая. Вспоминая фольклор  Русских народных сказок, приходит на ум что-то вроде этого: «пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что!» Или, скажем, проще: взять кого-то и послать в магазин купить там конкретную вещь, но… без денег. Скажете: такого не бывает. А вот и бывает! У нас в роли такого посыльного оказался опять-таки отец Александр. Мы частенько упускаем из виду такой момент: некое событие, которому  вряд ли возможно случиться «в миру»; в Церкви, оказывается, очень даже может произойти. И происходит. Например, как в нашем случае. После многих поисков возможных подрядчиков, «перекопав» практически весь Интернет и обзвонив всех, кто имел какое-либо отношение к реставрации и изготовлению куполов, стало ясно: нам из всей этой красоты «ничего не светит», а значит — следовало перестать «биться головой о стену», и предоставить все Господу. Трудно сейчас передать всю степень огорчений, несбывшихся желаний и напрасных надежд, — всего того множества противоречивых мыслей и чувств, бушевавших тогда. С одной стороны, уже имелся живой опыт, который говорил, что для Бога нет ничего невозможного, была бы с нашей стороны только вера; с другой же – оставалось и множество сомнений, которые лишь подкреплялись этими не состоявшимися поисками и неудачами. Терпение – в Православии очень важная добродетель. Она в значительной мере «осаживает» внутри нашего ветхого человека зловредную смесь гордыни и тщеславия. Часто, очень часто прописывает нам Всемилостивый Бог это чудное лекарство! Известно: снадобье, которое действительно помогает, обычно всегда горькое на вкус.  А выбор уже за вами: хочешь поправиться – терпи и принимай! Вся это ситуация действительно была до крайности горькой. Но что оставалось нам, кроме как не запастить терпением и ждать? Ждали. Не просто, конечно, ждали: не забывали молитвенно просить о помощи. Ведь налицо был оголенный кирпичный свод купола, предоставленный на произвол всем весенним дождям и ветрам! И это не давало покоя тем, кому, в самом деле, было не безразлично, что с ним станет.  Сейчас уже не припомню, как долго все это продолжалось; скорее всего – недолго. Не стал Господь в силу нашей немощи испытывать нас в долготерпении – послал помощь тогда, когда уже не ждали. Как-то придя домой после службы, позвонил телефон. На другом конце провода представились по имени, и заявили, что знают (уж не знаю, откуда?) о нашей проблеме. Предложили помочь, причем сумму сразу назвали достаточно реальную, подобную той, о величине которой Георгий Александрович говорил, что смог бы осилить! Для меня это был шок. Мы еще поговорили и решили все окончательно обсудить при встрече. Я договорился с Юрой, ребята эти вскоре приехали, все осмотрели и, в общем, —  договорились. Все! Вот так заканчиваются все человеческие «потуги» и страдания когда в дело вступает сам Господь!

Ребята эти оказались настоящими специалистами своего дела. Они и проживали в тех местах, куда я безуспешно звонил, пытаясь договориться. По какой-то причине они временно не работали (кажется, были в отпусках) на своих фирмах, подобных тем, куда я обращался. Ребятам нужна была «подработка» и они решили пожертвовать временем своих отпусков. Для нас это был спасительный вариант и Юра договорился с ребятами, что они изготовят нам металлический свод купола, правда, без барабана и креста. Даже такой «половинчатый» вариант нас устраивал, ибо на тот момент была крайняя необходимость защитить основную площадь купольного свода. Кроме того, открывалась возможность поэтапной оплаты этих работ, поскольку по-другому просто не получалось. А еще требовалось дополнительное время, чтобы собрать недостаюшие средства. В конечном итоге договор был заключен; Юра уехал, поручив мне надзор и общее руководство «на месте».

Строители наши перед отъездом домой тщательно произвели все замеры. Речь шла о дорогостоящей конструкции, перекраивать которую в случае ошибки было бы тем, что называется – катастрофа. Произведя у себя необходимые расчеты, ребята выслали мне заявку на приобретение необходимого металлопроката. Наступил черед поработать мне грузчиком-экспедитором. Чтобы сэкономить средства, решено было приобретать металл на базе в Екатеринбурге. Закупили целый 5-тонный грузовик разного проката: швеллер, уголки, полосу и проволоку. Вскоре ребята приехали снова и работа началась:

  

Ребята  изготовили вспомогательный помост, монтажную площадку и работа закипела.

Эти фото от 3 июля 2010 года.

       Очень скоро наш купол стал приобретать свои внешние формы, заполняя собой почти наполовину наш внутренний церковный дворик, а души наши – нескрываемой радостью. Действительно, после всех долгих ожиданий и томлений реально начавшаяся работа давала, словно бы, живительную струю свежего воздуха для измученного духотой тела. Радовались все. Всякому хотелось хоть как-то угодить ребятам-строителям: угостить едой, чем–то помочь, хотя бы молитвенно. И, конечно же, перед началом этих работ был отслужен соответствующий молебен в храме.

 Так сваривались из металлопрофиля основные дуги будущего свода. То, что раньше изготавливалось из дерева, уступило место современным технологиям. По причине отсутствия оборудования для загиба профиля, для придания необходимого «закругления»,  использовали железную полосу.

Такие премудрости позволяли изготовить свод купола прямо на месте, что избавляло от многих хлопот, связанных с перевозкой крайне негабаритного груза по дорогам общего пользования в случае заводской сборки нашей конструкции. Хотя, конечно, в исключительных случаях к таким перевозкам иногда и прибегают, но все это связано с огромными проблемами по многочисленному согласованию с различными ведомствами, да и по затратам вполне могло бы превысить стоимость изготовления самого изделия!  Для окончательной сборки купола  требовалась вспомогательная оснастка. Понятно, что прежде чем сварить изделие, ему необходимо придать нужную форму. В нашем случае это была довольно сложная объемная конструкция с немалыми габаритами и весом. На этом фото видно, как наши строители «вышли из положения», построив из подручного материала опорную башенку для облегчения монтажа.

Наблюдая за подобным процессом, трудно было себе представить, что из всего этого может получиться что-то реально хорошее. Но, — это был случай «доброго» разочарования, когда ожидание чего-либо не очень хорошего не исполняется на деле, а претворяется с точностью «до наоборот» в хорошее, и даже очень хорошее! Середина лета была в полном разгаре, было солнечно и тепло. Все способствовало для успешной работы. Иногда наши рабочие, устав от работы на жаре, уезжали на ближние водоемы искупаться и отдохнуть. У меня по этому случаю к ребятам претензий не было: работа двигалась по графику, случаев пьянства со стороны ребят не было, а человеку отдых нужен. В скором времени наш купол стал обретать узнаваемые формы:

Когда ребята приступили к обшивке нашего «зонтика-гиганта», пришла пора снова всерьез пошевелиться, чтобы к нужному сроку сложить вместе все факторы, которые бы способствовали тому, чтобы купол наш оказался в предназначенном ему месте. Важнейшим и наиглавнейшим фактором был, конечно, кран. Для нашей задачи годился не любой. Прежде всего, он должен быть на автомобильной платформе, чтобы смог самостоятельно прибыть, поднять купол и уехать. Вылет стрелы в силу высоты подъема и местных условий требовался также довольно серьезный. Кроме того, поджимали сроки. У ребят заканчивался отпуск; держать их здесь в ожидании пока мы найдем кран, было не приемлемо. К тому же приближалась время, когда погода могла принести много неожиданных сюрпризов в виде ветров и дождей. Было понятно, что только Господь в очередной раз в состоянии все это урегулировать и устроить. И Господь снова все устроил. По милости Божьей все сложилось весьма удачно. Сухоложский цементный завод располагал в это время подходящей по всем параметрам техникой, и нам без особого труда удалось договориться с руководством завода о выделении к нужному сроку мощного 500-тонного автокрана. Были, правда, сомнения по поводу возможности его прибытия к нам, поскольку кран этот – весьма огромный, не везде мог проехать в силу своих габаритов. Вот он этот кран:

Конечно, потребовалось согласование в ГИБДД и предварительное исследование маршрута следования, которое было проведено представителем завода. В результате все согласования прошли успешно, и оставалось лишь молить Бога, чтобы ничего не случилось непредвиденного. Больше всего я опасался, чтобы не заболел кто-нибудь из ребят монтажников, трудившихся на завершающем этапе постройки нашего купола.

И вот, наступил этот важный для нас день – 9 августа 2010 года, на который был назначен подъем. Помолившись вместе с приходом и приехавшим по этому случаю батюшкой Борисом, настоятелем Храма Рождества Христова поселка Алтынай и благословив строителей, приступили к этому крайне

ответственному делу.

 

Последние приготовления к подъему.

Последние фото сохранили атмосферу напряженного ожидания и вместе с тем, радости, охватившей всех присутствующих …. Наконец, все было готово, люди расставлены по местам, последние инструктажи получены, и прозвучала команда: «вира помалу!»

Медленно-медленно, со скоростью не более 1 см\сек, наш купол оторвался от земли и поплыл вверх. В мощную руку крана словно бы вложилась молитвенная сила всех тех, кто вложил сюда душу, оставаясь  сейчас внизу в трепетном ожидании; в то, что качалось сейчас на тросах на 20-метровой высоте и было результатом волнений и трудов многих людей:

Вот оно – это торжественное и величественное зрелище!

Последние секунды храм пребывал с «непокрытой главой»

Достойное завершение многих трудов!

Так это выглядело со стороны:

 Так это выглядело с южной стороны Храма.

( Улицы «Советская»)

Просмотры (1448)