Восстановление храма

2016 год

Наступивший 2016 год принес много новых трудов и забот. В этот раз я не буду рассказывать о событиях приходской жизни, а перейду сразу к основной теме. Но прежде своего повествования о строительстве, я все же вынужден сделать некоторое важное отступление, позволяющее лучше осмыслить происходившие события. Нельзя  забывать:  все, что делается в Церкви, должно служить главной цели — спасению души человека. Наша первейшая обязанность – направлять людей к этой цели. А задача всякого православного – вскрывать в себе духовные немощи и с помощью Божьей стараться их исцелять. Без этого называть себя православным будет, сказать мягко, не верно. Моя задача, как священника, кроме того, сделать так, чтобы люди, которых доверил мне Господь, смогли увидеть в себе эти немощи, причины их возникновения, а также – печальные последствия, к которым они приводят. Священник должен всегда и во всем находить возможность для наставления своей паствы на истинный путь.  По этому, начнем несколько издалека, стараясь рассмотреть  во всем духовный смысл.

Хотелось бы иногда спросить современных православных:

— Как вы, вообще, понимаете: что значит начать  строительные работы в храме?

Почему я об этом спрашиваю? Для многих вопрос этот может показаться не совсем обычным, но,  во всяком случае, и не сложным на первый взгляд:

— Странный вопрос! — скажете вы. – Все просто: взять, да и начать! Точно так, как начинают, к примеру, строительство станции метро, либо современного жилого комплекса: по утвержденному плану строительства и в соответствии с чертежами  и прочей проектной документацией… 

При подобном стереотипном подходе, действительно — кому-то вопрос может показаться и странным. Ибо сама его постановка  никогда не возникает в мiру по причине его иного устроения.  Все дело в том, что государство и Церковь находятся хотя и на одной территории, но фактически пребывают несколько в «разных плоскостях». То, что происходит в мiру, и представляется для него естественным и закономерным, далеко не всегда оказывается  таковым для наших реалий. Иные законы, иные задачи. Вот потому  в течение 16 лет мне приходится вести  постоянную войну,  пытаясь переломить в сознании людей искаженное представление о  Церкви и всем здесь происходящем. В том, как люди воспринимали Церковь до революции 1917 года, и в том, как она воспринимается большинству людей в настоящее время, имеется огромная разница. 70-летний период богоборчества не прошел бесследно. Сформировалось совершенно иное видение религий, как инородных и враждебных «человеку труда», совершенно не нужных в «обновленной жизни». Было до основания разрушено мировоззрение людей. Власть «большинства» все сделала для того, чтобы уничтожить саму память о Церкви, самым жестоким способом расправлялась с Ее служителями и простыми верующими, «позаботилась» о насаждении в умах нескольких поколений бредовых идей «марксизма-ленинизма». Оказалась разрушенной фундаментальная основа мировоззрения, в которой многие столетия главенствовал Бог-Творец. Идеологи социальной революции понимали, что на таком разрушенном фундаменте не сможет устоять ничего, поэтому взамен, как нельзя, кстати, им пришлась дарвиновская теория о происхождении человека от обезьяны. Нет времени и смысла сейчас вспоминать продолжительные этапы борьбы против Бога и Церкви, результат которых налицо – весьма многие современные люди практически утратили  понимание  важнейших для жизни человека вопросов: «Где место, которое отводит человек в своей жизни Богу и Церкви, и  для чего Она (Церковь) вообще нужна?» Ответом на эти вопросы становится сама жизнь конкретного человека – либо религиозная, а чаще безбожная. В итоге, даже та часть людей, которая наполняет наши храмы, очень часто бывает «не в курсе» важных для жизни Церкви вопросов. Все то, что раньше человек постигал с раннего возраста, получая знания о Боге, причем, не от преподавателей, а от самых близких ему людей: дедушек, бабушек, родителей – было надежнейшим основанием, на котором впоследствии утверждалось здание Веры. В настоящее время для человека приходящего в храм, последний не просто не открывается, как «продолжение своего дома», а зачастую все ему здесь непривычно, ново и неведомо, а порой, — и  чуждо. Что это? Почему? Зачем нужно?  – эти вопросы просто не возникают в умах людей. Церковный Устав, содержание и смысл молитв, структура богослужений… — «Я вас умоляю!», — как сказали бы в Одессе. О чем мы говорим!  По внутренней изначальной установке, человек  заранее отгораживает себя от подобных вопросов, как второстепенных и  ненужных для его жизни. Само появление человека в храме для него представляется случайным, малозначимым эпизодом.  Чаще всего, — это какая-то практическая надобность: отпеть, покреститься,  хотя желания эти почти всегда не от религиозного благочестия, а совсем по другим причинам. Храм представляется многим неким таким магазином религиозных услуг, в который можно зайти, а можно и нет. Справедливости ради нужно отметить, что у некоторых людей все еще сохранился «страх Божий», хотя в большинстве случаев он и воспринимается именно, как «страх», то есть возмездие Божие за плохие дела и проступки.  Кстати сказать, именно страх получить наказание многих как раз и подвигает к посещению церкви, а некоторых — даже делать пожертвования. Этим людям не открылась истина, что Бог – есть Любовь, которая готова излиться на всякого, кто нуждается и ищет Его.  Когда страха нет, и нужды в Боге нет, — тогда все проще. Таких православных вполне устраивает, что заплатив в церковную кассу какие-то деньги, можно получить то или другое. Какая тут Любовь? Чисто деловые отношения: Ты мне – я тебе! Это позиция «захожан», как называем мы категорию людей с подобными представлениями. Что о них говорить, если большинству прихожан попросту неинтересно: как и на что существуют храмы, кто их ремонтирует и восстанавливает, на какие средства живут священники и их семьи. Человеку бывает достаточно того, что храм стоит открытым, в нем идут службы и можно в любой момент зайти поставить свечи. Часто всего перечисленного «хватает» даже тем, кто причисляет себя не только к рядовым христианам, но и к «активным» прихожанам храма, доказывая (большей частью себе) это эпизодическим появлением в храме. Для таких людей каждый такой «визит» к Богу, есть очередной повод горделиво как бы заявить: «вот смотрите, я то в храм пришла (пришел)! А другие то и этого не сделали!» Такое положение дел показывает бедственное, с духовной точки зрения, состояние человека, хотя при этом он мыслит себя вполне «православным», не имеющим в себе какой-либо особой ущербности. Полагаясь в душе на внешнее проявление веры, что стало обычным явлением для многих в последнее время, не придавая особого значения внутренней духовной работе, которая и составляет основу спасения души, человек невольно обманывает себя, полагаясь на свои «заслуги» перед Богом. Такой образ мысли более подходит для католических граждан, но не для православных. Не через заслуги, не их определенным количеством (и не числом зажженных в храме свечей!) спасаемся мы, а спасаемы  самим Богом, Его милостью, нашей готовностью принять Его в покаянии и служить Ему, исполняя Его священные заповеди. К сожалению, далеко не все это понимают, да и вообще: откуда взяться такому пониманию? Раньше детей воспитывали дедушки и бабушки, они сохраняли и передавали следующим поколениям веру и традиции, являясь проводниками Премудрости Божьей, ограждали детей и внуков от греховных дел и поступков. Старики в семьях были почитаемы за эту их великую миссию, слово их было – закон, к ним не прислушивались – их СЛУШАЛИ (т.е. слушались). Все семейное устроение дореволюционной России способствовало тому, что человек с детства направлялся к Богу, и в помощь этому была Церковь. Она составляла неотъемлемую часть жизни всякого человека, по ее законам и Заповедям Божьим стремились жить  и выстраивать отношения с другими людьми и внешним миром. Эта ситуация во многом объясняет успех и процветание дореволюционной России, ибо «железобетонным» фундаментом общества была истинно-православная семья, каждому члену которой была отведена своя священная роль Самим Господом. Незыблемая Святая Русь – сильная и могучая в правде своей пред Богом, несокрушимая внешним врагам. Такой она была, пока в основе ее была православная семья.  В результате социальных перемен, муж – глава семьи и главный ее кормилец был «свергнут», (точно, как про образно свергли царя-батюшку с российского престола!) низвергли его до роли наемного труженика, лишив его возможности элементарно содержать семью.  Жену и мать послали «на работу» добывать средства для пропитания семьи, лишив ее привычной роли воспитывать детей и в управлении по хозяйству. В результате таких «благих» перемен число детишек в семьях сократилось в разы: с 6-12 до 1-2. В таких условиях дедушки-бабушки оказались просто ненужными. Появились дома для престарелых, о создании которых раньше не могло быть и речи. Что мы видим сейчас, какое отношение к нынешним старикам? А видим, как некоторые депутаты – слуги народа, выдвигают проекты, как  быстрее избавиться от стариков, как ненужного «балласта» для общества, подобно тому, как в пчелиных семьях убивают трутней после выполнения ими своих обязанностей. В помощь этому – повышение пенсионного возраста, нищенские пенсии, безумные цены на лекарства и содержание жилья. Почему мы видим такое отношение к представителям старшего поколения? Понятно, почему. Поставим вопрос еще так: что становится смыслом жизни человека, когда он утрачивает возможность трудиться и приносить в семью доход? Меня всегда раздражает выражение: «пошел на заслуженный отдых». Но не в той его части, где «заслуженный», а там где «отдых». Ибо нет у человека права на отдых, пока не смежатся в вечном сне веки его. Раньше это хорошо понимали, и трудились все: и малые, и старики. И совсем, здесь не обязательно понимать под трудом каторжный физический труд, ведь трудиться можно по-разному. Напомню, кто не знал, — молитва есть тоже труд, и очень даже, не малый! А еще: помощь по хозяйству, воспитание внуков, помочь им с уроками, встретить из школы – да мало ли еще? Только вот, во всех ли семьях сейчас наблюдается такая ситуация с «дедами и бабами», готовыми служить своим ближним? Как я уже отметил, появилась опасная тенденция к освобождению человека от своих обязанностей, в данном случае – стариков. Современный мир предлагает старикам множество возможностей, как им убить оставшееся драгоценное время их жизни. На помощь этому: телевизор, интернет, игры, путешествия и …секс.  Мы уже даже не удивляемся тому, как наши известные певцы, актеры и другие знаменитости, стоя одной ногой в могиле, заводят себе юных любовниц, женятся на дамах лет на 40 моложе себя, и даже умудряются рождать детей! Все это нравственное уродство предлагается нам эталоном нормальной жизни, ибо не пресекается ни государством, ни законами. Сейчас уже не удивляет, когда в церковь приходит «бабуля» с красными волосами, напомаженными губами и маникюром, не говоря уже о коротеньких брючках в обтяжку…

К счастью, на сельских приходах еще ситуация не столь запущенная, но это не облегчает положения. Посмотрим, какая часть трудоспособного населения приходит в храм. По моим подсчетам, не более 5 процентов от всех прихожан. Остальные 95 % — нищие пенсионеры.  Устав Церкви четко прописывает: прихожане обязаны: содержать храм, ремонтировать и восстанавливать его, содержать не только духовенство, но и служащий в храме народ. Естественно, что делать этого по причине малочисленности и бедности наши люди не могут, — им бы как-то выжить самим…. Правда, зачастую бывает так, что прихожане даже не догадываются о своих обязанностях. Для многих бывает неприятной неожиданностью узнать, что они, как оказывается,  «что-то  должны» Богу: посещать богослужения, творить молитву, бороться с грехами, и главное, — давать от своих средств на храм. Отгораживая себя от своего христианского долга, многие пытаются кивать на «внешних»: государство, администрацию, предприятия и фирмы, состоятельных  граждан – «Вот они могут, пусть и восстанавливают наш храм!» Принцип добровольности в сочетании с безбожным законом играет на руку таким нерадивым прихожанам. Ни батюшка, ни сам Патриарх не в праве кого-либо заставить ходить в храм или принудить к исполнению церковных правил. Здесь все просто: хочу – хожу, хочу – нет. А потому, — «пусть меня терпят такой, какова я есть, и радуются одному уже моему появлению. А если вдруг батюшка окажется «сильно настойчивый», просто уйду в другой приход!»  Вот так. Кстати, стоит заметить, что это и есть причина бесконечного «блуждания» некоторых по всем храмам района. Я знаю таких «горе православных», которые совершают подобный вояж уже «по второму кругу».

«Я никому ничего не должен!»- молчаливо в своем бездействии  заявляют те, кто, формально являясь членами Церкви и составляя Ее большинство, должны стать опорой Ее земного стояния; быть  гарантами  уж если не процветания, то хотя бы, существования! И если так полагают о себе многие, то на чьи средства мы должны тогда строить?

Теперь, надеюсь, понятно, почему в начале прозвучал такой вопрос? Я пишу эти строки в начале 2021 года, вспоминая события пятилетней давности, ужасаясь тем переменам, что случились за столь короткое время. Слишком сильны и далеко не в лучшую сторону случились эти перемены. 2016 год хотя и не был особо успешным, однако принес некоторую радость обновления курьинскому приходу и мне лично. Но начнем все по порядку.

Главным вопросом, который оказался открытым дольше, чем планировалось, являлся вопрос строительства нашего хозяйственного блока. Пришло его время. Лента фундамента, которую возвели осенью 2013 года, после двухлетней «выстойки» не показала никаких огрехов, и можно было приступать к работе. Не хочу никакой похвалы в свой адрес по поводу того, что снова, как и раньше все основные организационные вопросы и проблемы пришлось решать самостоятельно. К счастью на приходе нашелся человек с нужным образованием, с его помощью были сделаны нужные расчеты и чертежи здания, которые и легли в основу строительства.  Тот, кому приходилось что-либо строить на своем приусадебном участке, знают, как не просто бывает определиться с выбором материалов, учитывая их специфику, место и время постройки, их доступность в плане наличия в данной местности, и конечно, цены. Для нашего строительства, следуя из вышесказанного, последний фактор был наиважнейший. Ситуация была, как и раньше. Люди, которые согласились профинансировать стройку, не могли единовременно обеспечить 100 % бюджет всего строительства, что неизбежно приводило к тому, что приходилось вести все работы поэтапно, пытаясь уложиться в выделенный ограниченный бюджет. Нужно было найти разумное сочетание качества материала и его цены в рамках поставленной задачи. Как это делалось, попробую вспомнить и объяснить. Лента фундамента, которую мы залили раньше, фундаментом, как таковым, явиться не могла. Наш случай был сложнее. Нужен был не просто фундамент, а так называемый «нулевой цикл». Нам предстояло поднять высоту ленты на 60 см., выложив по всему ее периметру ряд бетонных блоков, которые мы планировали перекрыть бетонными плитами. Такое устройство позволяло получить удобный старт для возведения стен и готовую основу для пола. Кроме того, мы получили бы небольшой подвал, который можно было бы впоследствии использовать под разные нужды. Задача встала в поисках нужных фундаментных блоков и плит. На первый взгляд, все очень просто. Район наш богат стройматериалами и их производством, думалось, все случится быстро и без проблемно – купить средства были (я уже давно не рассчитываю на безмездную помощь от местных производителей). Однако  детальное изучение вопроса показало, что те блоки ФБС, что во множестве предлагались в продажу, оказались «само лепные пельмени», отлитые не понятно, как и кем. Ни о какой сертификации не могло быть и речи. Пламенные заявления продавцов о «исключительном» качестве их продукции прочности ей не прибавляли. Предлагали также и бывшие в употреблении блоки, но я понимал, что мы строим ЦЕРКОВЬ, пусть даже всего и хозяйственный блок, но я никогда бы не простил себе, построив здание для Нее «абы как» из полуразвалившегося от времени материала. Оказалось, что в нашем районе блоков, изготовленных по всей положенной им технологии, просто нет! Был раньше в Курьях  завод МДК, там такие блоки делали, но к этому моменту он уже эту продукцию не выпускал. Что было делать? Выручил, как всегда, стольный град Екатеринбург. В результате были куплены блоки совершенно новые, выдержанные и пропаренные, с паспортами качества и нужных размеров. Здесь на фото видим, как осуществлялся монтаж нулевого цикла блоками ФБС:

Ô

Снимок сделан 11 мая 2016 года.

Работа по монтажу блочных изделий, хотя с виду и не сложная, но крайне ответственная, самостоятельно исполнять ее я не решился. Нужен был определенный опыт и навыки работы с краном. Пригласили для этого бригаду профессионалов-строителей. И как оказалось – не зря. Сделав необходимые замеры, ребята обнаружили незначительное отклонение от горизонтального уровня нашей ленты. Возможно, произошло ее проседание, но могли ошибиться и мы при заливке. Так или иначе, но хорошо, что было обнаружено и своевременно исправлено. Я уже говорил, что  нам хотелось организовать небольшой подвал по типу деревенского подполья, но та высота, которая получилась у нас, была недостаточной, чтобы человек мог внутри находиться  в полный рост. Решение пришло само – углубились в грунт на 1 метр, а чтобы не было осыпания, поставили бетонный квадрат из тех, что используют для выгребных ям.

Ô

Собственно говоря, установкой этого элемента и были начаты монтажные работы. После укладки блоков ФБС подошла очередь положить плиты перекрытия.  С этими плитами, а точнее сказать, с их приобретением произошла история аналогичная той, что и с блоками. Поискав и изрядно побегав по району в поисках плит, отец Александр был серьезно расстроен результатом этих поисков. Точнее сказать – его отсутствием. Предлагался всякий бывший в употреблении бетонный хлам «никакого» качества: с трещинами, поврежденной арматурой, со сколами или выкрошенным от времени бетоном. Но что самое интересное – цена за этот мусор запрашивалась далеко не бросовая. Учитывая необходимость ремонта этих изделий и затраты на него, было понятно, что конечная цена выйдет дороже, чем мы купим новое. К счастью, контакт с изготовителем бетонных изделий был уже налажен и вскоре грузовик с плитами направился из Екатеринбурга в нашу сторону.

Разгрузка плит.

Оттого, что нам удалось выполнить монтаж нулевого цикла качественно и красиво, у меня было радостно на душе. Я знал, что кто бы ни пришел после нас, не скажет слов негодования в мой адрес, было не стыдно и за потраченные благотворительные средства, ибо все сделалось «как надо».

Так получилось, что за теми ежедневными хлопотами, что приходилось нести отцу Александру, далеко не всегда получалось взять фотоаппарат, чтобы отразить этапы нашего строительства. Должность прораба и смотрителя за работами, как и прежде, в порядке послушания, хорошо ли, плохо ли, но регулярно исполнялась. Много времени отнимали вопросы снабжения стройки тем или иным материалом. Кроме того, нельзя забывать, что от своих прямых обязанностей меня никто не освободил. Служение в храме, поездки в епархию, документооборот и отчетность – все это также требовало времени. После успешного завершения нулевого цикла пришла пора возвести стены нашего домика. Материал для стен было решено использовать прогрессивный на тот момент для нашей местности – арболитовый блок. Не зря говорят: новое – хорошо забытое старое. Действительно, технология прессования древесно-цементных блоков существовала и раньше, но почему то была оставлена без внимания и долгое время не применялась. На местном уровне такой материал заполучить было невозможно, пришлось искать и заказывать в других местах. Какое-то время пришлось подождать пока блоки наши изготовят, кроме того,  они должны  выдерживаться в течении 3 недель для набора прочности. Такая ситуация устраивала нас, поскольку время подходило к празднику  Святой Троицы и нужно было к нему готовиться. Получилось, что блоки наши оказались готовы несколько раньше и уже в начале июня были доставлены к месту строительства. На следующем фото с праздика «Троцын День» хорошо видно подготовленную площадку нулевого цикла и заготовленные арболитовые блоки. Фото 19 июня.

Лето на Урале, как известно, короткое и малоснежное. Июнь-месяц подошел к концу, и нужно было поторапливаться, чтобы успеть до холодов «подвести  домик под крышу», как было нами и запланировано. В этом году, на удивление всем нам, Господь благоприятствовал  в вопросе поиска наемных рабочих, и не успела бригада узбеков закончить кладку стен, другая бригада, уже «из наших» была готова к выходу на верх. Это радовало и вселяло надежду на успех. Этим ребятам была поставлена задача по монтажу балок для опоры  колокольной надстройки и всех остальных элементов кровли.  На фото можно видеть эти самые балки и опорные столбы, которые решили все же установить для абсолютной гарантии прочности конструкции. Хотя согласно расчетам, их можно было и не устанавливать, но решили не рисковать.

В скором времени наше строительство выглядело уже так:

SONY DSC

Нельзя не вспомнить о тех, кто добровольно или за скромную плату участвовал в этом строительстве. Наш незаменимый во всех прежних делах Николай Андреевич, к сожалению, трудиться в силу возраста и здоровья уже не мог. Никто из прихожан-мужчин помогать на строительстве не вызвался, хотя были однозначно среди них и не работающие пенсионеры и люди со свободным графиком работы. Причина тому написана выше. Но нашлись, все же, те, кому было «не наплевать» на то, что делается в родном храме. Если вы заметили, при строительстве фундамента бывает много земляных работ. Где то нужно убрать грунт, а где-то наоборот, подсыпать. И это не две-три лопаты, а кубометры не всегда мягкой породы. В нашем случае – это глина с песком и камнями. Я очень сожалею, что не осталось на память фото человека, который делал эту тяжелую работу. Звали мы его Юрий Марсович. Получилось так, что он с группой «бомжей» прибился к храму и  долгое время оставался здесь, честно отрабатывая свой хлеб. Он был некрещеный, то ли из татар, но скорее всего, — башкир. Но скажу так: не встречал я среди православных человека более совестливого, чем он. За все время не услышал я от него ни слова жалобы или ропота, или просто какой-либо просьбы. Маленький и тщедушный на вид, человек этот имел огромное терпение и силу духа, никогда ни в чем, не сетуя, ни обвиняя других, он мужественно переносил все скорби, которыми щедро наградил его Господь. Вместе с ним трудился и помогал на подсобных работах наш, теперь уже тоже незаменимый, Потапов Слава. И хотя Славик, как мы его часто называем, не всегда мог разобраться с делами, которые были под силу Николаю Андреевичу, но чаще всего этого было и не нужно. Всякая «мужская» работа, требующая физических сил, никогда не отвергалась и исполнялась им. Сейчас уже не помню тех, кто что-то делал и помогал эпизодически. Да вознаградит Бог всех, кто положил свои труды на благо Церкви. Некоторую  радость по этому поводу имею и я, поскольку что-то на этом строительстве сделано и моими руками. Стальные перемычки из уголка над окнами и дверями нашего хоз. блока – моя работа. Не похвальбы ради, пишу об этом,  просто радуюсь, что частичка и моего труда навсегда останется здесь.

Последний снимок датирован 31 августа. Здесь основная часть кровли уже готова, но еще много предстояло сделать. В целом, все получалось довольно красиво, но и материалы были не из дешевых, спасибо нашим благодетелям. Но как говорил мой покой покойный родитель: « Посторить стены и крышу – еще не все, дом нужно отделать и обжить» — замечательно и мудро сказано. Теперь эту мудрость нам предстояло воплотить в жизнь, и я очень надеялся, что в этом нам снова поможет Господь.

Так это выглядело в конце лета с фасадной стороны Храма.

Много мелких и малозначимых работ было еще сделано в этом сезоне, но описывать их подробно у меня нет сил и желания. Лучше приведу некоторые фото:

Оголовок скважины

Площадка перед входом в храм

Просмотры (1448)