О дятловцах и «дятловедении».

Думаю не нужно вам объяснять, кто такие «дятловцы». Тема этой трагедии, случившейся  в горах Северного Урала, не отпускает умы людей на протяжении уже более 60-ти лет, и надо сказать, не только в нашей стране. Всякому, кто, так или иначе, касался этой темы, становится  не по себе от ощущения присутствия в ней чего-то загадочного и сверхъестественного.  Прежде всего, глубоко переполняет душу жалость об этих погибших  молодых ребятах, которым было на тот момент чуть более 20 лет. Лишь одному, старшему из них – Золотареву Семену исполнилось 37, и это тоже еще далеко не старость. Я не буду пересказывать здесь  фабулы этой трагедии, происшедшей в далеком 1959 году,  поскольку о ней и сказано, и написано, выпущено огромное количество различных видеоматериалов и фильмов так много, что,   прочитав только одно заглавие данной публикации, многим уже становится понятно, — о чем пойдет речь. Удивительно, что, не смотря на столь существенную отдаленность по времени этого события, не только ослабевает  публичный интерес  к данной теме, но и весьма значительно усиливается год от года. Действительно, кто только не разрабатывал  этой темы: журналисты и режиссеры телепрограмм, добровольные поисковики, сенсациирующие шоумэны, голивудские «америкосы»,  искатели приключений, современные туристы и просто люди, имеющие горячее желание разобраться в причинах трагедии. И до сих пор для всех есть главный вопрос, ответ на который  ищут и никак не могут найти: Что случилось  тогда на склоне горы под названием «Холат-чахль» (Мертвая гора). Существуют  множество версий  о причинах трагедии, и все они имеют как сильные, так и слабые стороны в своих аргументациях. До сих пор ни у кого (разве что у фанатиков своей  собственной версии) не сложилось сколь либо убедительного варианта, который бы правдоподобно и объективно   смог бы окончательно убедить всех в истинности  данной версии случившегося. Обилие этих версий, число которых на сегодняшний день, вероятно уже больше ста, и прежде всего огромный  объем исследовательской работы по их установлению, позволяют говорить об этих трудах уже, как о некоем научном направлении – «дятловедении».  Причина такого ажиотажного интереса к  данной теме, как раз и является одним из побудительных мотивов моего обращения  к ней, но несколько иным образом, чем мы обычно привыкли видеть. При первоначальном ознакомлении с фактами трагедии все кажется довольно просто и очевидно: студенты замерзли, находясь в экстремальных условиях северного Урала. Мороз, ветер, отдаленность от ближайшего жилья – все это при возникновении непредвиденной ситуации вполне могло привести к гибели группы. И как мы знаем, такое было не раз и до, и после дятловцев. Туризм относится к экстремальным видам спорта и всегда есть риск не вернуться  домой. Риск погибнуть на маршруте, кроме природно-погодных причин, увеличивает и человеческий фактор: неслаженность группы, наличие противоречий между ее участниками, самоуверенность руководителя группы, ошибки  в принятии важных решений, недостаточная морально-психологическая подготовка участников. И ко всему этому я бы еще добавил  риск  от отсутствия молитвы и духовной жизни человека.  Возможно, сейчас услышав это, кто-то насмешливо  улыбнется, подумав, что-то вроде: « ну, вот, «батюшку» понесло в родные пинаты!»  Однако, друзья, мы сейчас говорим о вещах вполне серьезных. Вопрос, — как говорят, — жизни и смерти. И поверьте  мне:  улыбочка моментально  слетает с лица, как только кто оказывается вблизи  от нее.  Я уже выше сказал при первоначальном ознакомлении  с фактами, изложенными в уголовном деле, все кажется  довольно очевидным.  Но при детальном рассмотрении становится понятно, что все сказанное и представленное документально, весьма запутано, содержит скрытый смысл, а при наличии разночтений, недоговоренностей и явно скрытых фактов, — все это образует интригу, захватывающую умы многих людей в желании непременно разгадать ее. Возможно, опять кто-то подумает:  «Ну вот, теперь уже и батюшки подключились к разгадке тайны гибели туристов и сейчас начнут выдвигать свои версии». Но спешу всех успокоить: у меня нет ни времени, ни желания  мучить кого-либо моими догадками и предположениями, которых, в общем-то, и нет, но есть желание несколько другое. Прежде всего, хотелось бы дистанцироваться от товарищей «дятловедов» и иных прочих, желающих спекулятивно «погреть руки» на данной теме. Первоначально я не планировал  обращения к ней, лишь время от времени просматривал появляющиеся новые публикации. Но вот их появилось настолько много и они не столь направлены на установление истины, а сколько, как я предполагаю, используют данную тему для собственного самоутверждения, и главное, — привлечения внимания публики на свои медийные  территории, при этом далеко не бескорыстно. Поэтому у меня появилось желание изложить свое видение на данный предмет, которое возможно, весьма специфично, и может не оправдать чьих-либо ожиданий, но здесь точно не будет: ни подтасовки фактов, никакой неконструктивной критики, ни откровенного вранья.

Ознакомившись со многими опубликованными материалами, в том числе, и материалов уголовного дела, просмотрев дневники туристов и изрядное количество разных роликов, я убедился в абсолютной неясности «дятловской» темы. Единственным положительным моментом в расследованиях «дятловедов», можно считать, что ими было поднято множество вопросов,  выявлено столько скрытых противоречий, что окончательно ставит под сомнение возможность  опираться на любой известный факт! Но что это значит? А из этого вытекает полная бессмысленность заниматься этим делом, и как я уже заметил, остается разве что,  «свой» интерес. Действительно: как можно выстраивать логическую цепь умозаключений, не будучи уверенным, что факты, на которых они  основаны,  действительно верны? Тем более, что прошло уже много лет с той поры, могли исчезнуть в лабиринтах истории важные документы, почти не осталось живущих свидетелей и участников события. Это все равно, что строить дом без прочного фундамента. Хотя, наверно, можно и так, но вот, как долго   простоит  такой дом и не окажутся ли напрасными труды на его постройку? Как вообще можно делать какие-либо выводы, выстраивать предположения и версии на зыбком основании противоречивых фактов и явно подложных документов? Наблюдая за «дятловедами», неизменно возникает чувство неудовлетворения, если  сказать мягко, от того, с какой легкостью и свободой  эти «исследователи» жонглируют  неподтвержденными данными о трагедии, высказывая различные нелепые предположения.  Возможно, что кто-то «по простоте души» и легкомыслию при этом  искренне заблуждается. Такое  — вполне простительно. Другое дело, если это совершается осознано, преследуя  откровенно корыстную цель.   Еще более неприятный момент  наблюдается здесь.  Когда участники данного «научного направления» пытаются всячески раскритиковать версии своих оппонентов, растерев «в прах» их заключения и выводы,  при этом непозволительно унижая в  личностном плане, переходя при этом общепринятые морально-этические рамки.  А по сему, — я буду воздерживаться от всякой, наносящей кому-либо неудобства, конкретики, и тем более, не стану приводить здесь имен и фамилий авторов откровенно бестолковых версий трагедии, которые, возможно, кого-либо и заинтересуют; все  они  есть в Интернете и желающие могут с ними ознакомиться.

К сожалению, так бывает, что «слава недостойных» покрывает праведные дела  заслуживающих уважения.  С детства меня  учили относиться  уважительно к чужому труду (что теперь довольно редко  встречается); нельзя все же забывать о тех, кто добровольно и самоотверженно трудился на поисковой ниве «дятловской» темы. Мне глубоко уважительны труды всех, кто с огромным терпением, в течение многих лет пытался доискаться  до причин событий, приведших к трагедии на перевале Дятлова. Однако приходится признать, что не всегда даже столь значительные труды дают желаемый результат. Из древнегреческой мифологии мы имеет  выражение: «сизифов» труд». Что означает — бесполезный, напрасный. Как ни горько осознавать, но в данном случае мы как раз, похоже, таковой и имеем.  И как бы этого многим не хотелось,   но для меня логично  будет  предположить следующее:  Считаю возможным, с учетом прошедшего времени и затраченных усилий, допустить,  что тайна гибели студентов в 1959 году никогда не будет раскрыта. Как я понимаю: звучит весьма огорчительно, но это же самое, кстати, высказывают в последнее время и некоторые «дятловеды». Тогда встает законный вопрос: Есть ли тогда еще смысл говорить дальше на эту тему и что еще не прозвучало из того, что могло бы принести какую-либо пользу от  дальнейшей ее разработки? Думаю, некоторый смысл есть, но не в этой области, где мы наблюдаем  основную активность. Как мне кажется, не сказано, а главное – не осмысленно многое из того, что лежит на поверхности, подобно камню,  о который все запинаются, но продолжают идти, не обращая на него внимания. И моя точка зрения на этот счет такова: все слышанное и произведенное в умах в отношении той давней трагедии, имеет по существу, второстепенное значение, а  самое главное осталось не вскрыто и до сих пор не востребовано. И поскольку прозвучало такое смелое (кому-то, может, покажется дерзкое) утверждение, то постараюсь с возможной тщательностью это аргументировать. Итак, по порядку приступим.

Как было отмечено выше, с того момента, как были обнаружены мертвые тела свердловских туристов и до настоящего времени, подавляющее большинство из всех получивших знание об этой трагедии, интересовал и интересует один по существу вопрос: что (или кто) погубило группу Игоря Дятлова? И для разрешения этой  загадки было потрачено масса сил и средств. До сего времени люди стремятся на место гибели группы, чтобы увидеть своими глазами или хотя бы почувствовать загадочное «нечто», погубившее девять молодых жизней в расцвете лет и сил. Многим из них кажется, что «уж мне то удастся разглядеть на перевале то, что ускользнуло от внимания других следопытов». И действительно, многие побывавшие там кое-что видят, но видят в основном то, что опровергает некоторые изложенные ранее версии. В частности, со всей категоричностью опровергается версия о схождении снежной лавины. И это говорят опытные туристы, имеющие опыт горных восхождений и знающие природу снежных лавин не понаслышке. При этом совершенно непонятно: почему данная версия являлась публично заявленной официальной причиной гибели группы? Подобный вывод выглядит как насмешка над здравым смыслом, над знаниями и жизненным опытом многих людей и выглядит лишь, как желание раз и навсегда покончить с этим делом. Ну, да ладно. Государство и власти, сколько себя помню, всегда стремились держать своих граждан в неведении, держа в секрете порой всем известные и очевидные факты. Кстати, желание властей скрыть факт гибели туристов и явно усматриваемая мотивация следователя Иванова, в скорейшем закрытии уголовного дела в 1959 году, и породили версии о причастности государства к случившейся трагедии.  Но сейчас не об этом. Давайте на миг предположим, что вдруг завтра нам объявят о снятии секретности с какого-нибудь архива, скажем, КГБ, по уголовному делу № … «О гибели студентов-туристов в феврале 1959 года». (Потрясающее сообщение для всех «дятловедов»!) И вот, наконец, мы узнаем подлинную причину смерти ребят. Все успокаиваются, а особую радость получают те, кто в своих догадках более других приблизился к истине, но и другие вместе с ними получают полное удовлетворение. Наконец то, загадка разгадана, картина сложена, — все  узнали то, к чему стремились многие годы. И что теперь? Ну, а что бывает, когда пропадает интерес и улетучилась интрига тайны? Уверен, что тоже, что бывает и с разгаданным кроссвордом, — его выбрасывают. И вот, уже никому не интересен ни сам Дятлов, ни его ребята, поскольку загадки больше нет, как нет и прежней, манящей и греющей сердца, тайны. А дальше,  совсем непродолжительного жужжания разных голосов в прессе и Интернете — стремительный обвал интереса к  теме, и через некоторое время – полное ее забвение…

Вот такой возможный сценарий. Следуем дальше.

Пожалуй, единственное, что объединяет все абсолютно версии товарищей «дятловедов», это сам факт гибели туристов. Правда, никто и не ставит его под сомнение. Не усомнимся в этом и мы, поскольку это вполне очевидно. Правда, в самом начале поисков группы, от «высоких» товарищей исходило предположение, что ребята сбежали «за кордон», и высказывалось совершенно «на полном серьезе», однако предположение это в силу географического положения места происшествия  (полторы тысячи километров от ближайшей финской границы!) сразу выглядело как дикая глупость и нелепица. Но, тем не менее: некоторые так считали.  Естественно, что вскоре от этого предположения отошли. Потом, все же, нашли трупы, они были опознаны, преданы экспертизе; есть тому свидетели и какие ни есть, фотоматериалы. В итоге — гибель ребят ни у кого не вызывает сомнения. Что нам это дает?

Давайте порассуждаем. Факт гибели «дятловцев» обращает внимание к самой смерти, показывая в очередной раз, что случиться она может с каждым, в любой момент, и часто настигает тогда, когда ее меньше всего ждут. Приходит, как и в случае с нашими ребятами неожиданно, внезапно и буднично. В православии такую внезапную и нежданную смерть называют «наглой», и это один из худших ее видов. Она плоха тем, что лишает возможности  покаяния, которое освобождает человека от грехов и адских мучений в загробной жизни. Не случайно раньше к умирающему звали священника для исповеди и облегчения исхода души в вечность. Очень жаль, но в последнее время крайне редко люди «зовут попа» для исполнения этого действительно великого акта милосердия! Наблюдая приближающуюся кончину,  родственники умирающего теперь  больше заботятся о подготовке к похоронам, проведению поминок и заняты прочими земными делами. Для человека, живущего плотскими интересами, такая скоропостижная смерть  вполне даже желательна, так как освобождает от томления предсмертных ожиданий и мучений. Никто в этом случае не задумывается: а что со мной будет «потом»? Многие люди, особенно из молодых, подозреваю, хотели бы именно так и умереть.  Полагаю, что точно также могли думать и ребята из группы Дятлова. Все они были оптимисты, настроены к жизни, радовались и всегда при удобном моменте пели песни. Пели, как мы видим из дневников ребят, в разных не очень-то удобных условиях, совсем не думая о смерти. Радость Жизни, ожидание любви и счастья  — переполняли души ребят и никто из них, думаю, не собирался  умирать. Смерть в молодости  почти всегда воспринимается, как, нелепость. Она страшна, не логична и не понятна: почему нужно умирать молодым, когда рядом успешно «живут — не тужат»  дряхлые, немощные старики, почти прожившие жизнь? Особенно жутко воспринимается детская смерть. Но это происходит. Регулярно, всегда. Нет сомнения в том, что и до «дятловцев» случились трагедии, в которых погибали туристы, и особенно часто, альпинисты в горах.  Такие смерти происходили раньше, происходят теперь, и будут, к сожалению, происходить. Да и вообще, что здесь  говорить! Все человечество проживает в зоне риска; всегда в тесном контакте со смертью. И до времени она ходит где-то, то приближаясь, то отдаляясь, но в конечном итоге неизбежно возьмет человека  в свои ледяные объятия. Оценивая степень интереса людей к «дятловской» теме, масштабы поисковых работ, заинтересованность государства, весь этот ажиотажный интерес,  случившаяся с ребятами беда, невольно воспринимается в сознании многих чуть ли не как национальная трагедия! И вот  интересный вопрос: почему смерть близких нам людей воспринимается порой менее трагично, нежели гибель совершенно чужих, незнакомых нам людей (как в данном случае с дятловцами)? Лично со мной такое тоже случалось. Вспоминаю, как в 1964 году после окончания 1 класса школы я хоронил свою бабушку Настю. Я ее очень любил и не представлял, как буду жить без нее.  Однако на похоронах , все-же старался не плакать (мужчины же не плачут!), помню, папа, как мог, успокаивал меня, и в конечном итоге я принял разлучение с бабой Настей без детских истерик, нервных потрясений, словом — относительно спокойно.  В противоположность этому  — совершенно другой случай. В марте 1974 года, случился в Свердловске страшный пожар в Доме контор. Люди заживо горели и выбрасывались из окон с 4 этажа, разбиваясь насмерть. Всего этого я не видел и даже не знал. В тот трагический момент  я возвращался с учебы из центра города домой на трамвае, и внезапно чувство опасности и страшной тревоги навалилось на меня. Я почувствовал  необъяснимый дикий страх за своих близких: мне представилось, что им грозит смертельная опасность.  Позвонить домой  я не мог – «сотовых» тогда не было. И лишь когда вернулся, бегом поднявшись на этаж, и  убедился, что все живы, здоровы, мало-помалу пришел в себя. На другой день стало известно о трагедии, и что в момент нападения на меня тревожного страха, как раз гибли в огне люди. Целую неделю я не мог думать ни о чем другом, находясь под впечатлением пережитого. Было очень жаль людей. Говорят: погибло 7 человек. Были в моей жизни и другие подобные случаи, когда смерть совершенно незнакомых мне людей приводила в состояние сильнейшего душевного волнения. Как ни говори, смерть, даже чужая, не оставляет никого равнодушным, напоминая каждому, что и он не вечен.

Продолжая рассуждать о гибели группы Дятлова, я хотел бы представить к размышлению не вполне обычный вопрос: чем смерть «дятловских» ребят принципиально отличается от смерти  других людей? Если условно отбросить все механизмы воздействия на человека, которые можно определить как ее причины, то получается, что ничем. Сегодня – еще живой нормальный человек, завтра – уже бездвижный разлагающийся труп.  И еще поставим один вопрос: а важны ли, в самом деле,  причины смерти (мы их условно упустили), раз они никак не  повлияли на конечный результат (смерть). Давайте посмотрим. Один человек умирает от тяжелой болезни, другой – от отравления, третий – от полученных на войне ран, четвертый — утонул, пятый – разбился, — так можно продолжать до бесконечности. Итог все равно один: вот человек жил, — а вот его нет! И еще: могут ли обстоятельства либо причины смерти,  повлиять на саму смерть? Получается, — никак. «Смерть причину найдет!» — есть такая справедливая поговорка. На первое место выходит сам ее факт. Запомним это. Возможно, кому-то эти мои рассуждения покажутся странными и не вполне понятными. Ведь, как ни говори, для широкой публики по-прежнему остается наиважнейшим вопрос о причинах  гибели группы. Да, до сего времени не оставляются попытки найти ключик к разгадке тайны. И в силу того, что времени и сил потрачено изрядно, осмелюсь предположить: может не в той области искали? И как следствие, — были не определены важные отправные точки? К сожалению, абсолютно всем, и в данном случае – не исключение, свойственно заблуждаться и причиной тому часто есть то, что вместо того чтобы входить через дверь, пытаемся пролезть в окно. Наука математика во многих случаях дает некоторую подсказку: одну и ту же задачу можно решить  разными способами с одним конечным результатом. Пример другой: путешественник может избрать для себя разные по протяженности маршруты для перемещения в заданную точку. Словом, — всегда можно постараться найти другой, а зачастую — более простой и короткий путь к  цели. В нашем случае, целью изыскания являются люди, понимание причин их действий и поступков, а в конечном итоге их судеб, и в этом ключе – осмысление происшедшей трагедии на перевале Дятлова. В этой истории, как и во многих других, интересен, прежде всего, Человек во всей его сущности, а потому, в своих поисках следует исходить не от дырявой палатки и брошенных носков и чьих-то потерянных обмоток, а от Человека. В наших поисках  не понадобятся  ни фотоаппарат, ни компас, и вообще — ничего из вещей. Можно обойтись и без осмотра места трагедии, куда обычно стремятся «дятловеды», но вот без некоторого понимания мироустройства, не в материальном  его представлении (но на порядок более высоком — духовном), без понимания таких основополагающих вопросов: Кто есть Бог, а кто человек; в чем есть смысл жизни; что есть жизнь и смерть,  есть ли жизнь после смерти – вряд ли удастся разобраться.

Но  попробуем.

Хочу заранее предупредить: многое из того, о чем мы будем дальше говорить, может оказаться малопонятным, а кому-то,  и вовсе неприятным  к  восприятию.  (Подобно тому, как если бы  ваш собеседник вдруг заговорил с вами на чужом, непонятном языке.)

Трудно сразу перейти от вопросов простых и житейских, к вещам более возвышенным, сложным и специфическим. Совершенно не хочу напускать никакого «заумного тумана».  Скажу прямо: я намерен сейчас говорить о духовности. Вы можете верить или нет, но абсолютно все в этом мире основано на законах духовных, а стало быть, — имеет прямое отношение к нашей теме.

   Итак, мы говорим о том,  что раньше являлось центральным стержнем  жизни многих поколений наших предков еще не вполне отдаленном прошлом. Современные люди научились вполне обходиться без того, что мы называем духовность, или в лучшем случае подменяют духовную жизнь религиозными обрядами. Для тех, кому непонятно, — попробую объяснить простыми словами. Итак: что такое – духовность, и  «каким  боком»  имеет отношение к тайне перевала Дятлова?

Само слово это имеет в себе корень «дух», а Дух исходит от Бога. Да и Сам Бог — есть Дух, добрый дух. Есть еще другие — злые духи, главный из них Сатана-дьявол. Он противник Богу и враг для Человека; стремится всегда последнего погубить, потому как человек – творение Божие. Духовность предполагает богообщение (не напрямую, конечно же).  Общение с богом происходит посредством молитвы и на богослужениях; через стремление человека к познанию Бога (изучение священных книг, через участие в таинствах церковных); через желание угодить Ему, познать на себе божественный замысел (Волю Божию) и следовать ему; стремление исполнять установленные Богом правила (Заповеди), иметь постоянную  твердую Веру Богу. На последнем хотелось бы чуть остановиться для необходимого пояснения. Мне, как священнику регулярно приходится сталкиваться с неверным, искаженным представлением и пониманием Веры. Часто на вопрос: «Имеешь ли ты веру?», получаешь ответ: « Да, конечно, я верю в Бога!» Но что значить верить в Бога, верить, что Он есть? Так Он есть вне зависимости от того:  верим мы в него или нет. Что дает человеку такая вера? Давайте, я скажу так: «Я верю в маму». И что из этого следует? Ну, вот мама: стоит рядом, говорит со мной, я могу тронуть ее, обнять…. Зачем мне в нее верить? Другое дело, если я скажу: « Я маме верю (или наоборот, что то же самое: я верю маме). Сразу же открывается цепь различных умозаключений, и главное в них то, что своей маме Я ДОВЕРЯЮ. Доверяю во всем, доверяю самого себя, потому как она, родной и близкий мне человек никогда не пожелает мне ничего худого; наоборот: все силы свои ради меня приложит, себя не пощадит, жизнь свою, если нужно, за меня отдаст! Надеюсь, сейчас прояснилась разница между тем, что означает «верить в бога» и «верить Богу». Вера – это безграничное доверие Ему без всяких ограничений.  Верить Богу, — значить впустить Его в свою жизнь, положиться на Него, не иметь никаких сомнений, что Бог не сделает ничего такого, что могло бы мне как то повредить.  Для верующего  устраняется   всяческий страх за себя, за судьбы близких, и Он всегда этому содействует. Вспомним Святое Евангелие. Господь говорит своим ученикам: «Не бойтесь,  Я – с вами!» Действительно, когда с человеком  Сам Господь, — что может ему угрожать? Бог для него — самая тихая гавань, желанная обитель, надежное укрытие от всех житейских бурь. Не случайно Господь сравнивает себя с орлом, покрывающим крыльями птенцов своих. Вопрос Веры, это также понимание положения самого человека и установление верных приоритетов в отношениях  с Богом. Человек вне веры позиционирует себя в центре мира, отводя Богу участок на периферии (если еще и там для Него найдется место!). Мир для него существует, пока существует он сам: «умру я – умрет мир». Человек Веры в центре мира видит Бога, а себя на его окраине. Он верит Богу, доверяет Ему себя, справедливо полагая, что Творец всегда будет желать  добра своему творению, окружая всех нас Своей заботой и Любовью. Обо всем этом непрестанно вещает Церковь, призывая Человека следовать по пути Веры: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим!»

(из ектинии Православного богослужения)

Вернемся снова  к нашим любимым «дятловцам». Мы установили, что самым важным для погибших туристов (не для нас!) является сам факт их смерти, а все прочее  — маловажно, и даже совсем не важно. Точно так, как для любого умершего совершенно безразлично: в каком гробу его похоронят, какой наденут костюм и прочее. Главное мы установили: ЭТО для них случилось.  И вот, пришло время порассуждать:  что же это такое  ужасное и страшное – смерть?

Как нам объясняет Церковь, это ТО, чего страшатся грешники и чего с радостью ожидают праведники. Грешники потому, что пришло время отвечать за содеянное зло, праведники  — в предвкушении встречи с Господом, Которого они полюбили, и Кому старались служить при жизни, Чью волю исполняли. Смерть непреложно властвует над человеком, но если сказать более точно: Бог определяет человеку время исхода из мира сего. Для каждого — оно свое. СВОЕ святое время! Да, именно так, поскольку время исхода – время  начала восхождения души человека к своему Творцу, время ВСТРЕЧИ с НИМ — счастливое, святое, обновленное время. Опять же, если точно, — время начала безвремения – вечности. Человеку, проходящему путь духовного восхождения,  постепенно открывается Истина: по смерти человек попадает туда, где привычные для нас, законы материального мира перестают действовать. Пространство, время, гравитация, все физические и прочие законы «получают освобождение от плена земного пребывания», и уже действуют во всей полноте своего сотворения, так, как им определил Бог изначала. «Там» секунда расширяется в бесконечность, и расстояние от Земли до Луны может стать меньше одного шага! Тому, кто при жизни интересовался, к примеру, историей, но в силу разных причин не получил ответа на свои вопросы, в новой жизни они откроются во всей полноте, человек узнает все подробности, ему вскроются все исторические пласты.  Существуют ныне компьютерные игры с 3D модулированием времени и пространства. «Там» в этом не будет нужды. Вполне станет возможным реально поговорить со Сталиным; задать вопрос государю Николаю II: например, «почему он не уничтожил большевицкое движение в самом начале, позволив господину Ульянову сломать хребет России?» Очень многое станет возможным человеку после смерти. Но оговоримся сразу: откроется  «ларчик» чудес далеко не всем. Самое интересное, что «вещицы» из этого ларца чудес попадают в руки людей, живущих еще в этом мире. Что  это за люди? А это те, кто свою жизнь устроил в согласии с божественным представлением жизни человека. Проще говоря, —  кто исполнят Его Законы (Заповеди) и следует Воле своего Творца, какова бы она ни была! Саму смерть эти люди готовы  принять с радостью во исполнение Его Воли! И это наглядно показано в житиях христианских мучеников. Сейчас мало кто читает жития святых, даже среди относительно верующих. Все описанное там, даже для современных христиан представляется далеким от реальности, поскольку в окружающей нас жизни,  мы не видим ничего подобного. Но опять же: если чего-то не видим, — не значит, что нет.  Такие люди есть и сейчас; их еще называют «старцы божии». А не видим их потому, что в силу своих духовных качеств, они никогда не выставят себя «напоказ». Кстати, для многих известных святых была характерна тихая, скромная, уединенная жизнь – жизнь отшельника. Поэтому,  в современном мире человека такого — еще поискать! Людей  таких мы не встретим на просторах Интернета, не увидим по телевизору, не узнаем о них из газет. Разве что, кто-то расскажет из того, что случайно узнал от кого то сам. Старцы божии живут  вне мира. Для людей и общества их как бы нет. Вся их жизнь в молитве и общении с Богом. Фактически они уже достигли состояния святости и готовы для Царства Небесного. Здесь их уже мало что держит, но они продолжают жить ради исполнения на себе Воли божией. Какие же дары дает Господь своим смиренным избранникам? Полагаю, дает, прежде всего, свою Премудрость,  то есть: ведение и видение. Ведение, — это знание предмета в более широких рамках, по сравнение с общечеловеческим уровнем, но еще не в полноте ведения человека из Царства Небесного. А также — Видение, что значит иметь возможность видеть картину бытия в неискаженном представлении, а иногда с возможностью заглянуть в прошлое и будущее. На практике это выглядит примерно так. Вы приходите к старцу, и он, видя вас впервые, обращается к вам по имени; рассказывает, что было с вами вчера, может сказать, что у вас в кармане; может читать закрытую книгу; зная, что вас беспокоит, подскажет, как лечить болезнь, — словом Вы для него — открытая книга. Многое, очень многое, в том числе и тайна гибели «дятловцев», открыта старцам. Но они никогда не раскроют ее никому, как  не сделают попытку выиграть в спортлото, зная наперед все счастливые номера. Вы теперь понимаете? Иной уровень познания жизни, иное отношение к сфере бытия! Я бы только хотел предостеречь всех от опасности возможной ошибки: не  надо путать старцев божьих с экстрасенсами. Это представители диаметрально противоположных областей сверх естественного влияния.  Кстати, уже совершались попытки «вырвать тайну» гибели ребят с помощью ясновидящей дамы. Ничего не хочу даже говорить про этот спектакль для откровенно дремучих людей.

Главное, что следует понять человеку, еще живущему здесь: смерть – не конец, а только начало настоящей, достойной Человеку ЖИЗНИ. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Итак, для чего вы, говорит, печалитесь о смерти? Гораздо лучше было бы давно умереть. «Разрешиться», – говорит, – «и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил. 1:24)».

Давайте рассуждать, мог бы говорить такое о смерти великий учитель Церкви — Иоанн Златоуст, если бы она представляла собой конец всему? Наоборот, он пишет: «и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». Стало быть, смерть открывает человеку новую, более лучшую жизнь, не случайно, поэтому Церковь называет смерть рождением в жизнь вечную. Вспомним, что последние догматы «Символа Веры» ( 12 основных «столпов» Православия)   это как раз и утверждают:

11-й: Чаю воскресения мертвых;

12-й: И жизни будущаго века.  Аминь».

Из этого следует, что все то, воспринимаемое нами, ныне живущими, как конец всего, на самом деле таковым не является. Церковь рассматривает смерть, как очередное рождение в новую обновленную жизнь. И если для облегчения понимания графически  рассмотреть время жизни человека в религиозном представлении, это будет прямая, исходящая из точки его физического рождения (определим, как 0), и уходящая куда-то в бесконечность. На этой прямой можно обозначить события, происходящие во время жизни, а можно их и упустить. Все зависит от масштаба. Наглядный пример тому, когда мы двумя пальчиками на экране смартфона «раздвигаем» карту, к примеру, России, и вот – появляются множество городов, поселков и рек, и так можно действовать до появления названий улиц и номеров домом самых захолустных мест! Точно также, на нашей «линии жизни» будут появляться и исчезать различные происшедшие события, связанные с жительством данного человека. Но вне зависимости от масштаба, для любого нашего графика будет обязательна еще одна наиважнейшая точка —  время смерти, которая радикальным образом изменяет условия жизни, являясь своеобразным ее перевалом. Назовем эту точку – Х. Для всех людей время земной жизни на графике от нулевой точки до точки «Х» будет различным по протяженности. Но что интересно, в масштабе бесконечности, какой бы из графиков мы не рассмотрели: с отрезками времени жизни в 5 мин, или даже в 500 Лет(!), то видим, что при уменьшении масштаба во всех случаях точка «Х» будет стремиться  к точке 0, а при дальнейшем уменьшении, — практически с ней сольется! Вполне уместно будет предположить: для Бога-Творца, живущего в вечности, протяженность ограниченной земной жизни человека имеет второстепенное значение. Для Него человеческая жизнь  — один миг! Действительно: то, что мы видим на графике после точки «Х» — это бесконечность.  Она не имеет предела, а потому  «побьет»  любое конечное число. Получается, что с позиции божества протяженность жизни человека совершенно не важна, сколько бы человек ни жил:  5 лет, 50 или 500! И если временной критерий нашей жизни для Бога не важен, то, что же тогда остается ценным и важным в нас с Его точки зрения?

Попробуем определить методом исключения.   Кроме времени, в котором живет человек, есть еще пространство, в котором он живет, и остается еще  то, — КАК ЖИВЕТ человек. Последнее, с точки зрения Православия,  главенствующим образом определяет, где и как будет существовать человек после прохождения точки «Х». Все основные религии мира представляют Творца вселенной, как сущность добрую и справедливую. Эти Его свойства не могут действовать избирательно по отношению к кому-либо, но исключительно в равной степени одинаково в отношении всего человечества. Бог, прежде всего, справедлив, и каждому  открывает шанс, предоставив возможность прожить так, чтобы занять «достойное положение» в грядущей вечной жизни. Где бы, в каких бы условиях и временах  ни  жили люди,  каждому,  в абсолютной степени открыта свобода в выборе между ДОБРОМ и ЗЛОМ. Равенство, таким образом, меж людьми однозначно присутствует, и его изначально  мы получили от Бога. Итак: свобода и равенство в вопросе выбора между добром и злом,  — вот что любой получает в своей нулевой точке!  А дальше, — дело уже  за каждым. И человек – хочет он этого или нет, знает ли он об этом или даже не подозревает – всей своей жизнью, делами, мыслями, своим отношением к другим, — делает этот выбор. И выбор этот свободный. Вот она — истинная свобода, а совсем не тот ее уродливый образ, который олицетворяет громадная американская статуя-идол. И если человек в течение своей земной жизни служил Добру, то есть в действительности, Богу, — то, как иногда говорят: «за него можно быть спокойным». Ну, а если кто выбрал другой жизненный путь – следовать своим желаниям и выдуманным принципам, — это, опять же, его свободный, и осознанный, и показанный делами выбор. Что ж, человеку дано право и на это. Вопрос  здесь другой: каковы  окажутся последствия этого выбора?

И снова обратимся к нашим «дятловцам». С учетом выше изложенного, попробуем представить: как они жили, о чем думали? Имели ли  они  подобные размышления о смерти, задумались ли: что будет «после»? Скорее всего, нет. Молодость и юность ее не приемлют, и это понятно. Ребята жили в стране с коммунистической идеологией, они были комсомольцы, и мысли их, конечно, были совсем о другом. Когда случалось кому умереть, хоронили под звуки оркестра, произносили траурные речи представители месткома и парткома, скорбели о «безвременной кончине» товарища N, пили горькую на поминках. Юных студентов это  задевало в малой степени, если конечно смерть не случалась среди близких или знакомых. Безусловно, и у наших ребят, где то в глубине души имелось понимание  того, что со мной ЭТО когда то случится. Но как обычно все думают: потом, — НЕ СЕЙЧАС.  Мало, кто из молодых тогда имел религиозное представление о смерти. Сейчас молодежь знает гораздо больше, а в те годы откровенного «богоборчества» негде было взять религиозную литературу, церквей оставалось мало, и конечно действовала соответствующая  мощная антирелигиозная пропаганда. В то послевоенное время не так много находилось тех, кто мог бы дать детям и внукам  религиозное понимание окружающего мира, рассказать правду о Боге и Жизни вечной. Кому то, как  мне, например, повезло чуть больше и они кое-что знали. Несколько выше я упоминал уже о  бабушке Насте.  Помню, рассказывала  она мне кое-что про апостолов – учеников Христовых, про ангелов небесных, и еще о чем-то; тихонько, втайне от родителей учила меня читать по Часослову на церковно-славянском языке. И надо сказать, мне это здорово потом помогло: в пятилетнем возрасте я уже свободно читал, а в первом классе школы «шпарил» по тексту уже довольно бегло.

Все же надо сказать, что далеко не все люди послевоенного времени были атеистами и «воинствующими безбожниками». Наряду с мощной антирелигиозной пропагандой в обществе, были и действующие церкви; сколько-то их было открыто в годы войны, что в немалой степени способствовало победе нашего народа над фашисткой Германией. Было и немало верующих, посещающих храмы, но также — и тайно верующих. Нередко среди них встречались комсомольцы, и даже члены партии. Безусловно, они не могли открыто исповедовать веру, на священников накладывали обязанность доносить на своих прихожан, чтобы всех верующих держать под контролем. Даже если крестили младенца, то по месту работы родителей об этом сообщали, а там соответственно, принимали меры воздействия: проработка на собрании, понижение в должности, а могли и из партии исключить. В детских поликлиниках на учетных карточках детей ставили жирный крест с целью предостережения (не понятно от чего) медицинского персонала, но на практике все было наоборот: патронажные сестры свидетельствовали, что православные матери соблюдают  идеальную чистоту и гораздо лучше заботятся о своих детях. И хотя открытого гонения на Церковь и не было, все в обществе делалось для того, чтобы создать верующим не терпимые условия жизни, и отстранить людей от Бога. Но человеку, как бы он не старался, невозможно разрушить и уничтожить то, что сотворил Сам Господь. Вся истории Церкви в этом убеждает. Первые века христианства характеризовались яростным на них гонением. И что в результате? Церковь только лишь усиливала свое влияние, Она обрела тысячи христианских мучеников, которые в лике святых преумножили войско Небесного Царя. Если рушили и разоряли храмы, — люди уходили в катакомбы, собирались для молитвы в домах и тайных местах, устраивали храмы в пещерах, своей Верой и делами обретали великую благодать и спасение. И чего в свое время не смогли сотворить  могущественные римские императоры – гонители христиан, тем более, оказалось не под силу  товарищу Хрущеву вместе с коммунистической партией! Вера тайно оставалась и жила в людях. Нам сейчас трудно оценить все ньюансы  того отдаленного времени, да наверно в этом и нет принципиальной необходимости, пусть этим занимаются другие люди. Есть  нечто объединяющее времена. То, что всегда было, есть и будет. А именно: Во все времена с людьми был Бог, и было разное к Нему отношение. И как бы ни проявлял себя Человек по отношению к Богу, Он всегда остается неизменным в Своей Любви и могуществе. Никто и ничто не сможет Его в чем-либо пересилить или подчинить своей воле. И потому, на все происходящее в мире, как в масштабе государств и народов, так и в личностном плане, — есть Воля Божия.  Она же явилась свыше и определила судьбу ребят группы Дятлова. В тех условиях, на том уровне восприятия мира и своего отношения к нему – такое решение было предопределено.

Я думаю, что все девять участников того трагического похода были отрешены от всяких религиозных мыслей и дел. Все их мечты и желания обращались вокруг учебы, будущей карьеры по окончании института, девушки, конечно же, мечтали и любви и замужестве, присматривались к парням, — и все это была вполне нормальная жизнь, но жизнь без Бога. Что здесь необычного? – можно спросить. Да, пожалуй, ничего, если не считать того что все они погибли.  Это факт. Как  бы это ни звучало трагично для нас живущих, гибель ребят была попущена свыше, а иначе и быть не могло. Но само ощущение трагедии, как  в нашем  случае, равно и в случае любой другой непредвиденной смерти людей, свидетельствует лишь о нашей человеческой приземленности, неприятия в отношении нас божественного решения, в силу отсутствия в нас Веры. Человек устроен удивительным образом. Принимая все совершенную модель мира с осознанием того, что устроить в ней более лучшим образом, чем есть, у нас вряд ли получится, и тем не менее пытаемся это сделать, бросая вызов самому богу. Всегда нас что-то не устраивает, чем-то мы не довольны, готовы спорить. Хотя, Господу, думается, это в какой-то мере нравится, поскольку творить и преобразовывать мир – это заложено в человеческую природу.  Но в данном случае, воспринимая случившееся как трагедию, мы отвергаем Божий Промысел, оспариваем Его решение, как не приемлемое.  И  если бы это было не так, едва ли бы мы сейчас говорили на эту тему. Мы уже пытались показать здесь, что в реальности, с точки зрения Истины, никакой трагедии не было, но для большинства товарищей «дятловедов» это высказывание может показаться  не убедительным. И  сейчас, мне едва ли не зримо представляется  негативная реакция «дятловедов-атеистов» и прочих других безбожников, которым претит все, что противоречит их материалистическим представлениям, составляющим основу их жизненной позиции. Что ж, человеку порой недостаточно и всей жизни, чтобы принять Истину….

Но истина такова, что была на ТО воля Божия и она исполнилась на всех членах группы Дятлова. Однако, как мы знаем, погибли не все. Первоначальный состав группы включал в себя десять человек. Юра Юдин – десятый участник группы и единственный из них выживший. По официальной версии он сошел с маршрута и вернулся в город. Почти до  ПОСЛЕДНЕГО МОМЕНТА  он был с ребятами. Но об этом позже. А сейчас просто необходимо чуть «подсолить тему», — и  мы снова возвратимся к наболевшему и изрядно избитому вопросу, хотя в значительной мере уже получили на него ответ:

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО?

Рассуждая в привычной всем плоскости логических умозаключений, никто до сих пор не смог найти сколь-либо удовлетворительно-убедительной версии случившегося. Через 60 лет журналистами Комсомольской Правды было инициализировано новое расследование, которое должно было поставить точку в этом вопросе. Но не поставило. Крайне неубедительно  для всех прозвучали выводы Прокуратуры, согласно которым причина гибели ребят, как и прежде, – несчастный случай, но несколько с другой формулировкой. Поэтому продолжается процесс поиска причин трагедии; и к нему подключается, как мы видим, все больше людей.

И если вам интересна лично моя точка зрения, скажу так: во всей этой истории, как тогда в 1959 году, так и до сего времени, прослеживается желание властей к дальнейшему сохранению тайны. Об этом же самом заявляет П.И. Бартоломей, друг Игоря Дятлова и участник поисковой группы, весьма заслуженный и авторитетный человек. Вполне допускаю, что к этому есть серьезные основания и все их действия вполне логичны. Существует  такое понятие: «сохранить лицо», — то есть выйти с наименьшим уроном из сложной, противоречивой ситуации. Представьте себе, возможно ли, даже сейчас, с учетом ушедших  лет и свидетелей, объявить народу даже о малейшей причастности властей к гибели своих граждан? Никто и никогда на это не пошел бы. Возможно, для кого-то представляются достаточно надежными и обоснованными материалы уголовного дела, опубликованные и доступные всем. На основании этих документов, прежде всего и были сделаны выводы последнего прокурорского расследования. Однако, если разобраться, его и уголовным назвать оснований нет. Просто набор документов в папке, не имеющей регистрационного номера. Необходимо учитывать, что  имеющееся  в деле данные, не могут быть на сто процентов верифицированы, — слишком много утекло с той поры времени.  А с учетом явной заинтересованности властей в скорейшем закрытии дела, можно лишь предполагать, насколько «объективно» в 1959 году были зафиксированы все события. Нет необходимости повторять все упущения и противоречия, вскрытые многими «дятловедами» в результате своих кропотливых трудов. Их очень много. Поэтому, представляется более убедительным, ознакомиться с «живыми» свидетельствами людей, насколько это возможно. Я расспрашивал людей пожилого возраста: что они помнят о данной трагедии, и люди отвечали, что говорить об этом не разрешали вообще, на то были прямые указания от властей; что даже родственники погибших  не могли добиться каких-либо подробностей происшедшего. Имеется интересное прижизненное высказывание Ю.Е. Юдина, который в своем интервью рассказал о том, как вместе с ректором УПИ был вызван к секретарю обкома партии Кириленко, как был весьма неожиданно и дружелюбно, по-отечески им встречен. И там что-то было им сказано по поводу назначения пенсий родственникам погибших студентов! Как справедливо предположил сам Юрий Ефимович, могла ли случайная смерть от неосторожности самих туристов, привлечь внимание властей до самых высоких уровней? Сколько в то время гибло по стране туристов? И кому было до этого дело? (если только это не были дети работников партийного аппарата!) Сам Юдин был убежден, что просто так – взять и замерзнуть, ребята не могли. Являясь участником походов,  зная опыт ребят зимних переходов, их подготовку, он, как никто иной мог объективно судить, что реально могло привести ребят к гибели. И его мнение на этот счет однозначно – умереть им «помогли».

Но вопреки всему, последнее прокурорское расследование причин происшедшего, как было заявлено на пресс-конференции, основывалось опять же на фактах и документах из старого уголовного дела 1959 года. И такой подход работники следствия и прокуратуры сочли  вполне уместным и допустимым. Для себя, но не для общественности. Разве можно сейчас говорить об объективности современных расследований, зная уже только то, как тщательно старались власти сохранить тайну гибели студентов? И как  можно не учитывать все то множество найденных противоречий и нестыковок в официальных документах? Судебно-правовая система всех времен и народов, — вещь мало объективная в принципе. Общеизвестно, госпожа Фемида – она с закрытыми глазами, держащая весы и меч правосудия. Сколько случаев из жизненной практики можно привести в пример, когда она рубила невинные головы.  В непогрешимости судебных решений можно пытаться убедить разве что пятилетнего ребенка. Скажу от себя: я  довольно рано убедился, что в суде очень много зависит от самого судьи, то есть от личности человека. Попадется «добрый» судья, можно вполне рассчитывать на более мягкий приговор, и наоборот.  Поэтому родственники подсудимых со всякой тщательностью стараются  разузнать  о личности судьи. Объективность судебного рассмотрения – дело общественно важное.  В этой связи было вполне уместно принятие решения о введении в судопроизводство присяжных заседателей.  Суд – это своеобразный инструмент отношения Человека к Истине, и качество этого инструмента определяется желанием человека служить этой Истине. И оно – как и всякое другое желание – либо есть, либо его нет, а вместо этого, — какие то другие мотивы. В результате, последнее обстоятельство, —  и определяет качество судебных решений. К счастью, это понимается  многими, как в сфере юриспруденции, так и вне ее. И был найден некий компромисс, сглаживающий в некоторой степени эту ситуацию – суд присяжных. Принятие Суда присяжных, расширяет возможности для более объективного рассмотрения материалов дела, позволяет в большей степени приблизиться  к истине, но и вердикт присяжных не может гарантировать стопроцентно справедливого приговора. Что здесь можно сказать? Возможности людей всегда ограничены, но не бога.

Церковь на этот счет вещает так: «Одно дело – суд человеческий, другое – суд Божий». Божий суд, в отличие от первого, всегда справедлив и истинен. Человеческий суд, с позиции божества, — это когда грешники судят грешников. При этом может открыться неожиданный вопрос: кто в данной ситуации более грешен – подсудимый или судьи? А если так, то кто из людей вправе кого то судить? Есть такое церковное выражение: «всяк человек – ложь», то есть не праведен, удален от Истины, в той или иной мере являющийся грешником. А грех, смею заметить, следует рассматривать не как какое то конкретное злодейство либо преступление (само собой – это грех!), а наше (человеческое) бесконечное несовершенство пред Господом Богом, наша отдаленность от Правды, от Истины. На этом этапе необходимо внести важное пояснение, поскольку имеется подозрение, что далеко не все верно определяют само понятие Истины. Так что же это такое — Истина?

Правильно будет сам вопрос, поставить иначе: Кто это такой? Думаю, многие уже поняли, Кто это – Господь Вседержитель. Тот, кто заявляет о себе так: «Я есть альфа и омега», — Начало и Конец всему. И необходимо заметить, Господь оставляет право судить исключительно за собой: «не судите – да не судимы будете». Думаю, все это слышали и знают. Те, кто этим пренебрегает и нарушает – тяжко согрешают.  Не дано  людям права кого-либо судить по определению! Человек – ложь, и весь его суд – неправда. Но сейчас не об этом. Нам интересен суд Божий, как и за что Он судит людей?

Есть, если можно так выразиться, несколько инстанций божественного суда. Первая, — прижизненная, призвана к тому, чтобы направлять человека на верные пути. Две остальных, — нас в данном случае особо не интересуют, но кому интересно, скажу: вторая – посмертная, определяющая местоположение человека до Страшного Суда (на 40-й день по смерти), и последняя – сам Страшный Суд,  который вынесет окончательное решение о дальнейшей судьбе человека, и никто не сможет избежать его….

Друзья, я наверно должен извиниться за проведенный здесь религиозный ликбез, но, поверьте, сведения, которые излагаю здесь, они важны для любого живущего. И человек, который не имеет ни Веры, ни желания разобраться в  религиозной теме, пусть на миг представит себе: а вдруг это все окажется правдой? Насколько полезным тогда все это может оказаться…. Впрочем, выбор, как всегда, за Вами, а мы следуем дальше.

Рассуждая, как может показаться на отвлеченные темы, тем не менее,  постепенно приближаемся к разрешению главных вопросов: «что, как и почему?»   Я уверен, что понимание глобальных  вопросов  мироустройства, помогает  прийти к пониманию и частных случаев; и наоборот: духовная слепота приводит к ситуации, когда возможно блуждание «в трех соснах». Причина  тому – все более довлеющий материализм в умах и сердцах нынешних людей.  Мы пытаемся строить свои суждения и выводы на основании известных нам наук и знаний, что  приводит  к промежуточному результату, который мы пытаемся выдать, как конечный ответ. Мы забываем о том, что научные достижения, на которые опираемся, еще совсем недавно не могли и быть, по причине  отсутствия самих наук.  В 18 веке люди не имели никакого понятия об электричестве, но молнии, попадающие в человека, «благополучно» убивали людей и тогда. Сейчас мы знаем природу этого явления, а тогда говорили: это бог пускает огненные стрелы. Все верно: все, что нам не ведомо, — это Его область. Есть границы человеческих познаний, в пределах которых человечество «разделяет и властвует». За пределами этих границ продолжается область неведомых нам знаний, которые Господь удерживает от нас до времени. Удерживает для нашей же пользы; чтобы мы «не натворили дел». Но это совсем не говорит о том, что «такого не может быть», просто потому, что мы многого не знаем. Люди продолжают умирать от рака, и вообще умирать, но мы не можем найти способ излечения даже от этой достаточно «пустяковой» болезни. «Пустяковой», по сравнению с такой, как смерть. Но невозможное для человека – возможно у бога. Господь располагает  лекарством  от любой болезни, в том числе,  от смерти тоже. Но, опять же, все замыкается на том, как свершается на конкретном человеке божественный Промысел, Его Воля. Все зависит от решения и приговора божественного суда  первой инстанции. Потому-то при одной и той же болезни, одни умирают, другие – нет. И можно лишь пытаться предположить: почему девять из десяти туристов остались лежать на далеком северном перевале, а один был помилован и оставлен жить.

Нам никогда не постичь волю Творца и не понять до конца, как действует божий суд первой инстанции: какие аргументы он принимает в оправдание, а что может способствовать суровому приговору. Вполне понятно, что всякое отступление от Заповедей, любой соделанный грех неизбежно полагает на «черную» чашу весов божественного правосудия определенный вес. Но нельзя и однозначно утверждать, что жительство в соответствии с Законом дает надежду на долголетнее пребывание на земле. Часто — наоборот. Жития святых дают массовые подтверждения тому. И не только в личностном плане. Мы имеем исторические примеры поражения христианских общин, монастырей и целых государств.  Наиболее значимым для нас и разрушительным по своим последствиям явился период времени после революции 1917 года, когда массово истреблялись целые классы и сословия. Таких примеров суда божия в общественном отношении великое множество. Господь, таким образом, пытается направить непокорное человечество в нужное русло.

Иногда долголетие может быть для человека определенной наградой за достойную уважения и праведную жизнь. Вспомним праведного Иова и что написано в окончании одноименной библейской книги.  О том же гласит и пятая заповедь ветхозаветного Закона: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». И действительно, бог исполняет Свое обетование в вопросе долгожительства. Но в отдельных случаях оно может служить и наказанием, как в случае с Симеоном Богоприимцем, явившем сомнение при переводе Священного писания. Слова молитвы праведного Симеона: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко по глаголу Твоему с миром…» прямым образом свидетельствуют об усталости человека от жизни на земле.  Само это понятие: «усталость от жизни» – кому-то покажется не понятным, не приемлемым, но скажу из своей практики, — оно подтверждает реальность, о чем не редко приходилось мне слышать от старых людей. Человек устает от  жизни в нескольких случаях: когда он чувствует, что исполнил все порученное ему богом; когда совесть человека предъочищена покаянием и молитвой и его уже не страшит грядущий суд божий; в силу нетерпимых страданий от болезней или понесенных скорбей.  В противоположность этому, еще такой частый случай долгожительства, когда «живет, не вянет» какой-нибудь  злодей-маньяк, которому, как говорят, «не место среди людей», и чья смерть для большинства людей была бы вполне желательна, являясь мерой избавления от «человеческого мусора». Но нет, мы даже видим порой некое «высшее благоволение» в отношении подобных мерзавцев, что у некоторых даже рождается сомнение в справедливости божьей! Наверное, каждый из нас может вспомнить случай, когда злейшему преступнику либо убийце удавалось избегнуть заслуженной кары по не понятным причинам. Однако, мы часто забываем то, о чем говорилось выше: «Одно дело – суд человеческий, другое – суд божий». Нужно понимать, что спасая злодея от справедливого наказания на земле, бог готовит ему (им) всю меру своего сурового наказания в вечности. А если такового покарает человеческий суд, то уже на суде божьем он будет иметь весьма   весомый аргумент. На строгий вопрос судьи ОН СМОЖЕТ ответить примерно так: «Господи, да я совершил большой грех и преступил закон. Да, я  — злодей и убийца! Но меня за это расстреляли, лишив жизни, также  как это делал я. Полагаю, что искупил свой грех кровью и надеюсь на помилование!» И надо заметить, — не безосновательно. Ибо за один проступок дважды не наказывают. И снова давайте вернемся к нашим «дятловцам».

Принимая смерть ребят, как решение суда божия, мы можем полагать это либо как наказание за конкретные дела, либо как некое назидание для других живущих. Говорить о грехах человеческих можно бесконечно. Обывательское представление о греховности в отношении наших ребят рождает картину светлых и чистых душ. Действительно, можно ли как по-другому с позиции мирской смотреть на людей, только-только начинающих жить взрослой жизнью, не имеющих опыта побед и поражений, пребывающих в радужных мечтах и светлых надеждах о своем будущем. Что они могли такого натворить, чтобы получить такую злую участь? Подшутить друг над  другом? Украсть пирожок в столовой? Или ради смеха подурачиться на вокзале, как Юра Кривонищенко? Нельзя забывать, что ребята наши готовились стать элитой советского общества, будущими инженерами, профессорами, академиками. И уж если Господь терпел менее достойных представителей общества, чего ради ему изливать чашу гнева на лучшую его часть? Вот такая логика обычных рассуждений, которая никуда не приводит, кроме как к растерянности и недоумению. Собственно говоря, это мы и наблюдаем у большинства нынешних «дятловедов».  Люди хотят знать: «за что», «почему» и «как»  произошло то, что привело к гибели ребят, выстраивая многочисленные логические цепочки из неподтвержденных или явно подложных фактов. Создалась совершенно нездоровая ситуация, когда прикрываясь памятью мертвых, развилось лихорадочное соперничество «дятловедов», использующих всевозможные и далеко не честные приемы борьбы. Для многих из них стало вопросом престижа разгромить, унизить, подавить, обвинить в некомпетентности своих оппонентов, делая то, что Церковь уже называет грехом. Все это весьма напоминает «пляску на костях». И ради чего, собственно говоря, бьемся? Кому и что хотим доказать? Весь интерес вокруг «дятловской» темы сосредоточился фактически вокруг банального любопытства: «что там на самом деле произошло?» Да если более глубоко разобраться, — а не все ли равно?! (Мы уже подготовились к  некоторому пониманию важных вещей, поговорив выше на тему смерти.) Что нам даст  знание причин трагедии, а главное: что это изменит в судьбе самих ребят?  Да, ничего! Тогда, возможно стоит подумать: Что сможем мы сделать для них полезное сейчас? Создать фонд памяти, возвести каменный мемориал, наименовать в их память какой-либо объект? Да, можем. И в этом нет ничего плохого. Работа в этом направлении ведется и она действительно нужна, и я не хочу и не считаю себя вправе как-либо умалять весьма значительные труды многих уважаемых людей. Единственное, что хотелось бы восполнить, — устранить некий перекос в видении данного вопроса. Это я и стараюсь делать, поскольку вижу в этом свой долг, как гражданина и священника.

Все что делается сейчас в плане увековечения памяти погибших «дятловцев», — безусловно,  важно и нужно. Но кому нужно? Не ребятам, — нужно для нас. Нужно не для того, чтобы в сердцах наших поселилась успокоенность и удовлетворенность собой от сознания выполненного долга; не для того, чтобы тешил самолюбие тщеславный помысел: «Ну вот, теперь все зависящее от нас, мы сделали, — спите теперь спокойно, ребята! Да будет вам земля пухом!» Возможно, что эти строки будет не очень приятно читать, либо слушать, но в жизни, как правило, так и происходит. Исполнив в отношении покойного разные земные дела, связанные с погребением тела и другими общепринятыми ритуалами, медленно, но верно наступает пора забвения усопшего. Сколько приходилось видеть свежих могил, иногда и богато обустроенных, в камне и мраморе, но заваленных засохшими венками и цветами. Видно, что с момента похорон их никто не навещал. Вспоминаю в этой связи случайно подслушанный разговор между прихожанкой храма и одной случайной женщины. Говорили на тему похорон. Последняя говорит:

— Я для своей мамы сделала все: памятник мраморный с фотографией в камне поставила, ни у кого рядом такого нет! Поминки на 50 человек устроила. Что еще надо? Нет, ей на меня обижаться нечего, — все сделала!

— Да ничего ты сделала, – ответила другая (прихожанка). — Ты ее даже не отпела! Панихиды за нее не заказала, Псалтирь  об усопшем не читала, батюшку, когда умирала, — не позвала, сама в храм не ходишь, не молишься, — что ты для матери сделала? Да ничего!

Да, невольно хочется согласиться с данными доводами. Как часто исполняя второстепенные, но как нам кажется, наиболее важные дела, мы забываем о главном – о самом Человеке и его душе. И вот, хочется так тихонько и никому  не в обиду спросить вас, господа «дятловеды»: Сколько раз вы отслужили в церкви панихиду за усопших рабов Божьих? Ставите ли за них хотя бы свечи?»

Я вам скажу одну нелицеприятную вещь (долг священника обязывает к этому); постарайтесь принять это без внутреннего раздражения и уж, тем более, без оскорблений.   Вообще, это весьма опасно – оскорблять священника. Потому, как Бог за это карает, поскольку все, что священник делает, — не ради себя, но для пользы людей (вы же не кусаете врача, если он причиняет Вам боль, — это все ради вашего блага)

Так вот: одна единственная свеча, поставленная за погибших ребят, будет для них гораздо важнее и полезнее, чем все наши версии и рассуждения об их гибели.

А  по сему: спешите в храмы, господа «дятловеды». Спешите очистить  совесть покаянием для вашей же пользы.

И вот теперь, думаю, пришло время попробовать дать ответы на некоторые вопросы, в том числе, и на тот, который все с нетерпением ждут:

«Кто или что убило группу Дятлова?» В противовес всем версиям, основанным на вещественных представлениях, хочу обратить внимание на одну, которую осторожно высказал один священник в своем Интернет-канале. Но об этом позже. Сейчас более важный вопрос: почему это смогло произойти? Кому понадобилась смерть ребят? Возможно, что кому то и понадобилась. Сейчас вокруг этого все и крутится. Но мы, однако, знаем: хотел бы кто кого умертвить или нет, во все наши желания Бог вносит свои поправки. Иначе говоря: «волос с головы человека не упадет без Его на то воли». А потому, — смерть наших ребят была попущена. И так — всегда и для всех. Кому суждено сгореть – в воде не утонет. Это хорошо понимали наши предки, и понимание таких элементарных вещей было, конечно, не на пустом месте. Люди ходили в храмы, читали Библию, — вообще жили духовно. Если кто учил математику, его вряд ли обсчитают в магазине. Сейчас же на фоне духовного невежества становится обычным делом задавать нелепые вопросы о причинах смерти, сетовать о «преждевременной кончине», т.е. по сути дела винить в этом бога, особенно, когда касается смерти молодых и  детей. «Бог дал – Бог взял», — эти мудрые слова Иова Многострадального практически не ведомы, а главное – не приемлемы современным людям. Чего мы добиваемся в неустанном желании непременно доискаться до причин гибели этих туристов? Почему смерть этой «девятки» приоритетна для рассмотрения, чем другие случаи гибели людей. В 1961 году погибло в горах порядка 200 туристов. Почему мы об этом не говорим? Сейчас даже в украинском конфликте каждый день гибнет в десятки, а то и в сотни раз больше людей, и – что? Кому это интересно? А ведь каждый погибший — это чей-то сын, муж, отец….

Получается, что занимаясь этим делом, мы что-то хотим этим доказать или показать: кому-то, себе, а может, сразу всем. На самом деле, в «битве версий» все откровенно прослеживается: желание выделиться, блеснуть умом, эрудицией, возможностями,  какими-то специфическими знаниями (и, конечно же, — разгромить «в пух и прах» своих оппонентов). Я понимаю,  время сейчас не простое, и надо как-то зарабатывать на жизнь. Но, друзья, спекулировать на смертях людей, задевать их светлую память, а то и вслепую в чем-либо обвинять – дело крайне не благовидное. Сказать проще, — это грех. А каково будет вам, когда в свое время вы встретите в вечности Игоря Дятлова, и он с вас спросит пред Лицом Божьим за все гадости, что вы наговорили здесь? Да, все это стало возможным, потому что потерян Страх Божий, страх ответа пред лицом Истины. Всем, почему то,  кажется, если бог  сразу же не карает за содеянное, — значит ослабел, или не видел, или ему некогда, а может, вообще забудет. Да, нет. Он не слаб, и ничего не забудет. Просто в силу Своей Предвечной Любви, долготерпит в надежде, что человек одумается и перестанет  творить злое. Но долготерпение божие – вещь не бесконечная. Пример тому – всемирный потоп и спасение праведного Ноя в ковчеге. Люди того времени тоже думали, что им можно все: пьянствовали, блудили, творили бесчинства. Но пришли воды потопа и уничтожили всех. И получается, что время от времени Господь вынужден направлять непокорное человечество в правильное русло, точно так, как поступает пастух, беря плеть, чтобы вразумить особо не послушных ему. Как умелый возница, Он временами опускает вожжи, позволяя упряжке бежать по своей воле, но когда нужно, берет в руки вожжи и плеть, чтоб лихие скакуны не занесли, «куда не надо». В продолжение всей  истории, Бог внимательно наблюдает за человечеством, оценивает наши действия и лишь иногда вмешивается. Примеры тому: разделение языков при строительстве вавилонской башни, наказание нечестивых жителей древних городов Содома и Гоморры, множественные случаи помощи Иисусу Навину в завоевании обетованных земель и многое другое. Но если откровенного вмешательства в нашу жизнь и не происходит, то это лишь свидетельствует о том, что мы находимся в процессе обучения. Мы совершаем ошибки и учимся на них. Весь мир можно представить, как огромный школьный класс, и в качестве преподавателя – самого бога. Да, нас оценивают, ставят иногда «двойки» по поведению, тем самым дав понять, что мы делаем что то «не так». Этот процесс вне социального устроения, но задевает как целые государства, так и отдельные личности. И вот это все: прижизненный суд Божий — «первой инстанции», Его приговор и исполнение в отношении нас – называется Промысел Божий. Весь «седьмой день» видимого настоящего мира, с самого момента его сотворения,  Господь  неустанно трудится и продолжает свой невидимый промысел, наполняя энергией все вокруг для поддержания жизни. Каждый человек окружен Его вниманием и заботой, настолько, что и трудно представить. Все хлопоты по содержанию мира, можно без преувеличения сказать, Господь взял на себя. Данная ситуация подобна той, когда родители в своем огороде выделяют ребенку маленькую грядку для экспериментов и приобретения земледельческих навыков. Понятно, что в плане получения урожая для пропитания, значение этой грядки ничтожно, но и цели такой не ставилось изначала. Цель другая: приучить ребенка к труду и дать ему нужные навыки. Господь в своей нагорной проповеди справедливо говорит: «посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? ( Мф.6:25-26) Действительно, Господь дает нам все необходимое для жизни, дает даром, без какой-либо платы. Да и возможно ли вообще оценить такие вещи, как солнечный рассвет, морской прибой, саму возможность свободно дышать, общаться с друзьями, любить? Ответ ясен. Но вот почему-то, мы очень редко над этим задумываемся. Принимаем, как нечто должное, неизменное, и почти всегда   забываем благодарить бога за этот бесценный дар. Церковь утверждает: Бог – есть Любовь, и потому неустанно проявляет ее в любом действии по отношении к человечеству. Истинная любовь всегда жертвенна,  Господь Иисус Христос самого себя принес в жертву, ради нашего спасения, избавления от проклятия смерти. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

Ни один здравомыслящий в свете вышесказанного, не осмелится предположить, что своими действиями бог в состоянии кому-то как-то навредить.  Ну, если кто и найдется – то не от большого ума.  Что бы ни происходило с человеком – хорошее или плохое, — все по воле божией, и исключительно на благо человеку! И опять же, необходимо уточнить: «хорошее и плохое», — это  наше восприятие, ныне живущих  во временном мире.  Из данного обстоятельства исходит искаженная, неверная оценка всего происходящего. Действительно, разве можем мы знать, как данное событие может повлиять на нашу конечную судьбу в вечности? И прежде всего, в вечности. Приведет ли оно нас к спасению или в погибель? Мы знать не можем. Но Бог знает. И потому:  «живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни» (Рим.14:8) По слову апостола Павла, и сама смерть — не есть трагедия, а действие Промысла Божия на благо человека, акт жизни вечной!

И вот теперь давайте снова говорить о трагедии на  том далеком северном  перевале. Была ли на самом деле эта трагедия? Для людей? Да. Для Бога и самих ребят – нет! Можно только представить, с каким удивлением души умерших людей наблюдают, как скорбят и «убиваются»их родные над лежащим в гробу телом. Душа живет, мыслит, и вполне ощущает себя, но только по-новому. Многое ей непривычно, нет тяжести тела, ушли все болезни, прояснился ум и память…. Конечно, все это мы можем знать лишь по свидетельствам людей, вернувшихся с «того света». Но их достаточно много для того, чтобы отбросить всякий скепсис. И в большинстве своем они говорят, что «там» — хорошо.  Вспоминая свое пребывание в этом мире, они отмечают, что после всего увиденного там не очень-то хотелось возвращаться назад. Словом, — через все это каждому предстоит пройти. И думается, еще через многое, поскольку посмертный опыт и ощущения людей вернувшихся с того света, могут касаться лишь неких пограничных областей вечности, которые не могут дать всей полноты представления. Это подобно тому, если бы вы побывали в пограничной зоне соседнего государства, то вряд ли можно говорить, что вы его посетили. И уж насколько вздорными и суетными покажутся тогда всем дятловедам их словесные перепалки и битвы за первенство за «самую правдивую и достоверную» версию гибели группы свердловских туристов. Но и сейчас, пока еще не взойдя на самый загадочный в мире перевал (смерти), хочется обратиться ко всем этим людям:

— Друзья, цените ваше настоящее время. Не тратьте его на второстепенные дела и вопросы.  А за наших дорогих дятловцев мы лучше помолимся: «Да упокоит Господь их бессмертные души!» А вам искренне желаю оставаться людьми, как хочется надеяться, оставались людьми пред лицом смерти ребята группы Дятлова.

 

Просмотры (13)