Восстановление храма

2009 год

После всех успешно завершенных работ в Екатерининском приделе храма, последний представлял собой  просторный и светлый зал с превосходной акустикой. Это обстоятельстве чрезвычайно радовало, поскольку помещения бывают совершенно «глухие» с мертвым звуковым окружением; служить в таких очень трудно. Звук не наполняет собой помещение, а как бы исчезает в «никуда». У нас с этим все образовалось до удивления хорошо. Что сказать? Умели раньше проектировать и строить храмы. И я «подозреваю», что делали все это исключительно с молитвой: и проектировали, и строили. Но за всеми этими радостями со всей суровостью вставала мало радовавшая перспектива: как этот пустой зал обратить в храм? Первым делом нужен алтарь – «святая святых». Алтарное пространство образуется посредством отделяющей его от основной части храма особой перегородки – иконостаса, изготовленной по особым правилам, иначе говоря, канонам. Иконостас – весьма ответственное изделие, поскольку всегда предстоит взору молящихся в храме людей, наполнен многими иконами, украшается резьбой, всевозможным декором, часто с использованием золота, дорогих красок и т.д. Можно определенно сказать, что иконостас – одна из главнейших составляющих православного храма. И если непосредственно в храм можно поместить на первых порах иконы «попроще», с перспективой их замены в будущем, то иконостас обновлять несколько сложнее, хотя, конечно,  возможно. Идеальный случай, — когда это будет не времянка с «оргалитом» или иконками, напечатанными на бумаге, а ручная работа, выполненная художниками по особому индивидуальному проекту. Известно: все, что сделано хорошо, служит обычно многие годы, и не имеет необходимости к периодическому обновлению и переделкам; как служит до сих пор, например, старинная мебель, изготовленная из натурального дерева сотни лет назад. Иконостас также должен строиться «на века», и вот такая непростая задача как раз и встала перед нами…

В то время уже не было особой проблемы или сложности, чтобы найти исполнителей. Множество художественных и реставрационных мастерских и фирм предлагали свои услуги, включая все этапы работ: от разработки до конечного монтажа в храме. Изучая в интернете все эти многочисленные предложения, радовала потенциальная доступность этих услуг. Не радовало только одно: и вы уже наверно догадались, — цены. Порядок их на все эти работы был, как всегда, – заоблачный. И вот, верно кто-то заметил: «не бывает высоких цен, случаются низкие доходы…» Удивительно, но — в точку! Это был «наш случай». Просто, как говорят в Одессе: «картина маслом». Но что же делать? Прежде всего предстояло определить, какого «уровня» нас ожидают затраты: что можно себе было реально позволить, а на что не следует даже и смотреть, по причине «разумной достаточности». Прежде всего, необходим был источник финансирования. В церкви он один – благотворительность. Источником таковым для нашего прихода по-прежнему оставался один человек – Юра. И, стало быть, все «наши возможности» по выбору иконостаса ограничивались возможностями Георгия Александровича. Необходимо было возможности эти конкретнее определить. Следует заметить, что всю свою благую деятельность по ремонту и воссозданию курьинского храма, Юра всегда осуществлял исключительно на собственные средства. Этим обстоятельством наш храм отличался от других храмов района, которые восстанавливались не «одиночками», а силами целых  трудовых коллективов: «Сухоложского цементного завода», завода «Втормет» и других. Нетрудно понять, что экономические возможности одного человека после всех предыдущих понесенных затрат были до какой-то степени «подорваны»; я это чувствовал в разговоре с ним, и не имел морального права излишне «напрягать» этого доброго человека. Юра поинтересовался, сколько может стоить изготовление иконостаса для храма, я дал ему ссылки на Интернет-сайты производителей церковной продукции, чтобы он сам возымел представление о данном вопросе. Юра познакомился с различными предложениями, после чего позвонил мне. Он был, несомненно, обескуражен тем уровнем цен, который был представлен этими фирмами на изготовление иконостасов. Даже самый простой вариант для его возможностей оказался неприемлемым. « Я это не потяну» — честно и просто признался Юра. И попросил меня еще подумать и рассмотреть «другие варианты». Ну, а какие здесь могли быть варианты? Один такой вариант мы уже отработали 3 года назад, когда строили временный иконостас в Троицком приделе, где на тот момент и служили. Деревянный каркас, листы ДСП, минимум затрат;  красоты и благолепия – тоже минимум, а сказать точнее, никакой. Оставалась еще малая надежда на местных художников, живущих в нашем селе. Они трудились, как раз, «в этой области», часто выезжая с командировками в разные отдаленные места нашей области (географической): резали там по дереву, расписывали храмы, — словом, делали все то, в чем как раз нуждался их родной храм. Зная абсолютную занятость этих людей, трудно было убедить себя попробовать обратиться к ним с данной просьбой. Скорее может, для очистки совести, нежели с реальной надеждой на то, что нашему приходу не откажут, решились все же спросить. Спросили…. Не хочу здесь приводить никаких подробностей, скажу лишь: ответ был неутешительный. Но главное, нам было понятно: рассчитывать на них не стоило. А на кого стоило? Известно на кого: когда уже невозможно рассчитывать  на помощь человеческую, остается лишь — на Господа  Бога, да на Его Пречистую Матерь — Богородицу! Уж они-то точно не подведут! И не подвели. Поскорбели-помолились, и через малое время Господь дал знать Свою Волю.  Кому-то может, в тот момент Господь выделил от своих благ что-то благолепно-красивое и богатое;  нашему же приходу,  впрочем, как и всей нашей «курьинской веси» с ее людьми, не отличающимися особым усердием в делах молитвы и попечения о своем родном храме, Господь благоволил  иконостас «поскромнее». Как сейчас принято говорить – в «эконом-классе». Если сказать в двух словах: была получена «случайным образом» информация об одной фирме, которая делает литографические иконостасы. Суть в том, что на простую и недорогую основу приклеивается фотобумага, с отпечатанными на ней иконами, орнаментами и деревянной резьбой. На некотором расстоянии подобное изделие смотрится уже вполне достоверно и не вызывает внутреннего отвращения, как в случае с фанерой или ДСП. Тем более, что выбора у нас не было, если только не «законсервировать» придел на неопределенное время. Это практически могли быть и годы и десятилетия….  Но поступить так  — было бы крайне нечестно по отношению  к людям и к Юре, который  всеми силами старался  создать «человеческие» условия для ставших ему родными наших людей.

Сергей К. – хозяин и руководитель этой чудесной фирмы оказался человеком, весьма хорошо знающим проблемы молодых и особенно сельских приходов. Собственно говоря, вся концепция его производства выстраивалась на основе глубокого понимания проблем, прежде всего – финансовых, с которыми сталкиваются приходы (а первым делом – их батюшки), находящиеся в глубинке нашей необъятной Родины. Понимая всю сложность нашей ситуации, он сумел дать такое предложение, которое в какой-то степени сглаживало нищету сельских церквей, давало возможность хоть как-то украсить наши храмы малыми средствами. Сказать справедливости ради, вся эта работа завертелась не сразу. Первым делом, все же изготовили каркас по собственному моделированию. Определили его в три яруса. Главным разработчиком и консультантом снова стал Александр Анатольевич с его художественным талантом и опытом. Прорисовав эскизы в масштабе, приняв нужные поправки и корректировки, окончательно определились с размерами. Для каркаса необходим был очень качественный материал, который не дал бы усадки со временем. Обратились в сухоложский лесхоз, и там специально «под нас» насушили и напилили точно по нашим размерам необходимые заготовки. Нам оставалось лишь собрать все это с помощью уголков и «саморезов», что и было выполнено в кратчайшие сроки. Ввиду отсутствия икон, места под них закрывались фанерными щитами. Такое решение я подсмотрел, будучи в паломнической поездке в монастыре на «Ганиной яме».

Все это происходило в конце 2008 – начале 2009 года. К празднику «Рождества Господня» «начерно» иконостас был готов. Напечатали на графопостроителе бумажные иконы местного ряда, для праздничного ряда использовали «оргалитный» вариант, перенесли из Троицкого придела всю недостающую храмовую утварь, — и можно было служить!

Чуть позднее стали приходить посылки с литографией икон. Стали наклеивать их на подготовленный каркас.

Первые иконы в литографии деисусного ряда  уже заметно преобразили наш скромный иконостас.

 

Работы по устройству иконостаса продолжались в течение февраля — марта 2009 года и к окончанию Великого поста завершились.  Конечно же, не «сами собой». Способствовали этому наши неизменные труженики – Рыбаков Александр, Николай Анкудинов, а также мой сосед по проживанию в Курьях — Андрей Дутов.  Андрей – специалист по столярным делам, его знания и руки  значительно помогли скорейшим образом завершить эту работу. Перед Пасхой мы обрели иконостас уже в таком виде:

Трудно передать радость, когда, наконец, в нашем храме появился этот важный для него элемент, притягивающий взоры своим торжественным видом и наполняющий сердца надеждой, что в скором времени подобное благое изменение коснется всей этой церкви. То, что Господь не благоволил этому, несомненно, святому месту роскошного резного иконостаса с рукописными иконами и прочей красотой, вовсе не явилось причиной Его «немилости» людям своим. Мы знаем, что Бог подает свою благодать истинно верующему и молящемуся даже перед самым скромным бумажным образом, к примеру — точно так, как не имеют никакого  значения в деле спасения души: ни размеры, ни форма, ни материалы креста, что носит человек на себе. И это утверждается примерами из жизни многих христиан ранее живущих, и до сего времени. Что действительно важно: чтобы люди как можно чаще притекали сюда для совместной, соборной молитвы, чаще исповедали бы свои грехи и соединялись со спасающим Христом в таинствах церковных. Вот это действительно важно! А иконостас, как и все прочее человеческое, — дело наживное. Будут в Церкви люди – подаст Господь богатое убранство и утварь; не будут – и то, что есть, окажется излишним и не востребованным! Вот так.

На этом фото изображены мои постоянные помощники: Наша просфорница – Кобзева Вера Игнатьевна, Староста – Рыбаков Александр Анатольевич, Неутомимый хозяйственник и во всех делах помощник – Анкудинов Николай Андреевич.

 

На праздник Троицы вновь приехал Юра вместе с женой. Осталось фото на память:

Юра – четвертый слева; рядом его супруга – Галина. Здесь только часть прихожан, которые присутствовали на празднике. Многие к этому моменту уже покинули храм.

На следующем фото: отец Александр со старостой и супруги Васильевы — Юра и Галя.

После праздника Троицы в восстановительных работах по храму образовался перерыв. Это не говорит о том, что на приходе «остановилось время» и жизнь – наоборот: мы получили возможность делать другие не менее важные дела. Приход молился и трудился, совершал паломнические поездки; запомнилась одна такая – к «Параскеве Пятнице» в село Савино, что в 90 километрах от нас на восток:

Некоторых  изображенных на фото прихожан с нами уже нет. Это: Володя Кондратьев (в центре), Савостина Мария Петровна,  Гончарова Надежда Ильинична,  Цикарева Раиса Павловна.  Вечная им память и Царства Небесного!

Слегка отдохнув от храмовых работ, к осени этого года пришлась малозаметная, но как мне думалась важная работа, не имеющая никакого отношения к восстановлению храма, но отражающая уровень духовного жительства селян. Задумали мы со старостой одно, как нам тогда казалось, доброе дело: организовать на близлежащем роднике крещенскую купель, чтобы в праздник Богоявления можно было бы отправиться крестным ходом и получить святое омовение в водах «Иорданских». Задуманное решили осуществить следующим образом: выкопать ниже по течению ручья небольшой котлован, с тем чтобы поместить в него бетонные короба – тюбинги, которые используются для колодцев, выгребных ям и так далее. Задуманное выполнили в короткий срок и на церковные деньги  — так хотелось порадовать селян на этот славный праздник! Рыбаков и «дядя Коля» обустроили все как должно: сделали лестницу с площадкой под водой, вокруг настелили доски, соорудили перила – все без особых изысков, но вполне надежно и крепко. Воду с ручья подвели по трубе — и все было готово к приходу праздника:

Так выглядела готовая крещенская купель на местном Роднике. октябрь 2009 г.

Забегая вперед, скажу: купель эта простояла ровно один год. Послужив людям единожды по своему назначению, она оказалась  уничтоженной,  после того как на этом месте «повеселились» воины-пограничники, празднуя «свой» день 28 мая. Грустно и обидно было наблюдать это разорение. Напрасны оказались наши труды, понапрасну были потрачены с трудом собранные церковные средства, а главное – жаль было этих, повредившихся умом людей, не видевших перед собой ни света, ни истинной радости…. После этого не нашлось более желающих привести в порядок это славное место. Скажу еще: несколько лет спустя, по инициативе администрации, сам родник был приведен в порядок: установили навес, источник воды был стилизован под самовар, установили скамейки – все честь по чести и на радость людям…. И что? Да ничего хорошего: ситуация повторилась. Что-то сломали, что-то увезли – все вернулось к первоначальной асбестовой трубе, сиротливо торчащей из земли. Слава милостивому Богу, вода еще пока течет…

P. S. Трудно предположить, друзья, что станет потом на этом месте в будущем, но на конец 2018 года, когда пишутся эти строки  ситуация на этом роднике по-прежнему – невеселая.

Просмотры (1448)