Восстановление храма

Кратко из истории.

Как начиналось восстановление храма Святой Троицы. (2005 год, 2006 год, 2007 год, 2008 год, 2009 год, 2010 год, 2011 год, 2012 год, 2013 год, 2014 год, 2015 год, 2016 год)

Воспоминания настоятеля храма отца Александра.

2005 год

Помню, примерно через месяц после моего назначения на приход, где-то в январе — феврале  2005, поступила грозная телефонограмма из епархии:

— Срочно доложите степень готовности по восстановительным работам!!

— Так, зима на дворе, еще не приступали…   да и я еще на приходе только месяц…

Помолчав  какое-то время, вежливо положили трубку, видно, чуть-чуть неловко стало… Услышав такое, матушка моя едва не выронила сковородку, вот как!  — «доложите готовность!..» Видно, мне требуется стать, как минимум, чудотворцем. Но все же, главное, я понял — с ремонтом  нужно  поторапливаться… Но как? Вопрос серьезный, храм находится в плачевном состоянии, кое-как настелены грубые полы, везде холод, дыры, крыши местами просто нет… Последний собственник — местный совхоз использовал храмовое здание под склад. Хранили мясо(!) и не раз наши прихожанки (еще до моего приезда) ходили делегацией к директору совхоза с просьбой не осквернять храм, ибо страшная засуха 1989 года практически выжгла все посевы в районе села. За все лето не упало практически не одного дождя. Помню, мы уже держали второй год дачный дом в Курьях, едем по трассе, — везде ливень, подъезжаем  к Курьям, — солнечное пекло! И так — все лето. Первый дождь упал в конце августа, к моменту уборки. Картошки убрали  меньше, чем посадили. Как тут было не задуматься??! Не задумались… И все же,  под давлением общественности Храм, наконец, был передан в 1999 году православной общине села и перестал оскверняться. Здание было заново освящено, не архиерейским, правда, чином, но все же освящено. Начались службы. Каких огромных трудов стоило это верующим, что после десятилетий полной разрухи приводили в порядок своими малыми силами это святое место, брошенное и забытое почти всеми здешними селянами. Мерзость и запустение оставили в наследство те, кому отдано было во владение бесценное сокровище и всеобщее достояние – сельский храм. Медленно и постепенно, и исключительно молитвой удалось искоренить в народе представление об их собственном храме, как о святом месте,  убедить всячески не осквернять его копанием глины у стен храма, не пасти здесь коров, не бросать здесь мусор. Битва эта продолжалась весьма долго, хотя даже и через 10 лет после передачи храма Церкви, изредка люди продолжали подъезжать к храму,  как к некоему бывшему здесь складу, надеясь купить здесь мясо…

К тому времени, я уже, как говорится, не первый год был в православии. Кое-что читал и знал, а в чем-то смог  убедиться самостоятельно. Был твердо убежден уже тогда —  по вере нашей, дает  Бог. Была, конечно, и вера и надежда, что с помощью Божией отстроим храм, ибо если повелел Господь на этом месте храму быть — то никакая человеческая сила не свернет решения Божия! И, все же, были и сомнения, и искушения, и горечь разочарований, неоправдавшиеся надежды, и может, просто обиды. Обиды за  Бога, —  почему так? почему люди так не хотят Его? В чем Он виноват перед ними? Своею безмерною любовью, или тем, что бесконечно желает нам добра, и все к этому направляет? Помню, приходим со старостой к одному местному предпринимателю, изготовлявшему столярную продукцию. Просим помощи: так и так, денег нет, приход только-только организовался, нужна хотя бы одна дверь, закрыть проем в Екатерининский предел, помогите, чем можете…  Долго и убежденно рассказывал я человеку о православии, о истине, что неотделима от Бога, о необходимости церкви, о милосердии к ближним… Спокойно и невозмутимо выслушав нас, директор пригласил своего помощника и … предложил «обсчитать» наш заказ. Обсчитали, обсудили и, … предложили нам проплатить его стоимость в сумме 47000 рублей, с копейками — сумасшедшие деньги! (в то время мы с матушкой жили вдвоем тысячи на две  в месяц). Позднее, года через два мы все же поставили сюда дверь. Она оказалась даже лучше той, и обошлась втрое дешевле… Вот только сделали ее не в Курьях, а в Екатеринбурге. Другие люди.

Еще  такое древнее  воспоминание…

Прихожу в городскую администрацию. На прием к «самому». Пригласили в кабинет, вхожу. За столом — глава, сурово так, если не сказать раздраженно, смотрит на меня (ну да ладно, может, устал человек…). Почему то сами собой припомнились строки из правил Никейского собора: «Сидеть посреди пресвитеров не позволено диаконам… да прекратится его диаконство». Во как! Даже дьяконам (хотя и в священном сане) в присутствии пресвитера! Здесь же — просто мирянин, хотя и высокопоставленный (Да простит милостивый Бог грех непочтения к священному сану!). Еще находящемуся мне на пороге кабинета (не предложив даже сесть), глава торжественно сообщил:

— Церковь отделена от государства!  Что вы все ко мне ходите и ходите?! Я уже устал от вас!   Ко мне вот отец  N  каждую неделю ходит за деньгами!  Я что, — кассир, по-вашему?!  И продолжал:

— Ваш владыка Викентий открывает все время новые храмы, а мы(!!!?) не успеваем их восстанавливать, у города что, других проблем нет? У нас городской храм не восстановлен, а тут еще ваши Курьи…

Я понял, что мое дальнейшее пребывание здесь лишено смысла,  и сказал:

— Хорошо, помощи Вам Божией, поскорее восстановить городской храм!

…………………………

Этот разговор состоялся в 2005 году, а городской храм все-еще так далек до завершения…

Сказано: — Бог не в силе, но в правде.

И еще: — Сила Божия в немощах совершается.

Как тут не согласиться? Или как  можно объяснить, что  храм Божий, практически  оставленный попечением человеческим, не имеющий «серьезных» благотворителей в лице каких-либо предприятий, фирм, благотворительных фондов или отдельных меценатов; владельцев «заводов и пароходов», не имеющего, порой, средств, чтобы просто купить дрова или заплатить «за свет», смог выстоять все эти годы, и не просто выстоять, но и получить внушительное обновление как снаружи, так и изнутри. Нынешнее преобразование  курьинского храма, иначе как чудесным, не назовешь. Чудо в том, что на пустом месте, без всякого целевого финансирования, пусть медленно, но движется дело. Как сказал, однажды, митрофорный протоиерей Владимир Зязев при очередном своем приезде к нам:

— Если бы это было нам действительно нужно, или бы мы были достойны, то проснувшись  однажды утром, увидели бы на наших обновленных храмах золотые купола!

Вот так! А потому, — Слава Богу за все! Слава и вечное благодарение Ему за то, что милостью своею исцеляет грехи и немощи наши, посылая нам временные скорби и оскудения, призванные не для того, чтобы покарать или низвергнуть, но чтобы через покаяние и молитву обратились мы к Нему. Едва ли в сытости и довольстве обратится человек к Богу, но всякое утеснение — есть причина сугубой Ему молитвы… Конечно, всякое дело милости через людей совершается. В нужное время подает Бог помощь,  и происходит это примерно так — открываются двери храма, входит старенькая, немощная бабушка с палочкой, и обращается к свешнице:

— Доченька, я тут с пенсии на ваш храм денежки собрала, хочу, чтобы тут красиво было, так,  кому можно отдать то?..

Как это было?

В таком виде Храм был передан курьинскому приходу местным совхозом.

На приходском сайте можно посмотреть видеофильм снятый 27 мая 2005 года, который дает обзор наружного и внутреннего состояния храма на тот момент, а также фрагменты пасхальной службы 2005 года.

Южный фасад храма

Вход в храм

2005 год ознаменовался первыми серьезными подвижками в изменении наружности храма. Строго говоря, начали, все же изнутри. Это понятно. Главное — это люди и нужно было позаботиться о том, где служить. К моему приезду на приход  постоянно служащего священника не было, приход окормлялся разными приезжающими батюшками. Место для богослужений по благословению прежнего окормляющего священника – протоиерея Александра Никулина, находилось в трапезной части Сретенского придела.  В северо-восточном его углу был выгорожен временный алтарь и освящен в честь царственного мученика царевича Алексия. Его площадь не превышала 10 кв.м.  Место для размещения прихожан также было не много, метров 15 квадратных, включая печь, гардероб и свечную лавку… Сохранилось несколько фотографий того времени.

В скором времени места для богослужений стало не хватать. Было решено вынести свечную лавку на новое место…

Место для нее определили “законное” – при входе в храм. Помощь в постройке лавки оказал совхозный столяр – Розанов Евгений,  ныне покойный. Есть такие люди: внешне неверующие и для слова Божия, кажущиеся неприступными.  Но на деле, — податливы и откликающиеся, вполне способные на добрые дела и поступки. Женя был такой.

Вечная ему память.

Вспомним о наших юных того времени. Вот ведутся первые занятия в ЦПШ. Уроки ведет Катя Шишкина. Здесь же Кузнецова Светлана – впоследствии завуч нашей ЦПШ.

К  Пасхе 2005 года Бог благословил перебраться в более просторное помещение – притвор Троицкого придела. В этой части храма когда то был школьный спортзал, ну и, конечно, совхозный склад. Но это в прошлом.

Наши прихожане в Троицком приделе. 21 декабря 2005 г.

Что важно – были стены, и хоть  плохие, но полы, а это  — минимум затрат для обустройства. Главное, что было плохо – отсутствие окон, и значит, все время придется служить при искусственном свете, но для православных это не помеха. Вспомним отцов-затворников Киево-Печерских.  За то какой алтарь! Это тебе не 10 кв. м. где не знаешь, как повернуться. Места – хоть для архиерейской службы. Установив две огромные буржуйки, решили вопрос  с отоплением. Временный иконостас соорудили из ДСП на деревянном каркасе. Доски для постройки временного алтаря любезно выделил совхоз.  Дай, Бог, всем спасения.

Просмотры (1439)