Для правильного понимания мироустройства и всего происходящего вокруг, нам, православным исключительно важно определить верное отношение ко многим привычным, злободневным вещам, например, — музыкальному искусству. И вот, еще ничего не сказав по существу, в самом выражении – «музыкальное искусство», мы сразу натыкаемся на нечто такое, что неизбежно направляет пытливые умы в сферу духовных изысканий и определений. Что это за камень преткновения, о который мы сразу споткнулись?
Если разобрать и проанализировать слово «искусство», заметим, что корень его «искус» — слово не мирское, а из области религиозной, духовной. И смысл его такой: «испытание, проверка», если угодно, в современной интерпретации: «экзамен, тест». Возникает законный вопрос: на какой же предмет направлено испытание сообразное с нашей темой? Исходя из вышесказанного, естественно будет предположить, что испытание, о котором идет речь, направлено на соответствие данного предмета, а именно — всего, что связано с музыкой, божественному Закону и Его священным заповедям. Несколько неожиданно, не правда ли? Думается, далеко не у всякого человека, слышащего слово «Искусство», возникнет ассоциативная связь с религиозной темой. С чем угодно, только не с религией. Потому, — как на первый взгляд, речь идет о вещах не совсем близких друг другу. И чтобы как-то все это приблизить, понять и вместить, уместно будет вспомнить, что в авангарде Православия – монашестве, начальный период испытания кандидата в монашество, непосредственно предваряющий постриг, именно так и называется – искус. Зачем он нужен? Нужен потому, что речь идет о крайне возвышенном и важнейшем, и ничто «нечистое» и недостойное не может быть допущено до великого дела служения Богу, и период испытания для этого, как раз, и существует. Кстати, в советские времена в партию тоже не сразу принимали. Существовал кандидатский срок. Но давайте, наконец, попробуем разобраться: как посредством музыки испытывается человек, есть ли, и каково при этом воздействие на него, а по возможности, и более широко: что есть вообще — музыка, зачем нужна, приносит пользу или вред, и как должно к ней относиться?
Существует выражение – «ангельское пение». И существует не на пустом месте. Так говорят, когда уже «нет слов», чтобы передать радость от восприятия музыки, пения. А поют ли вообще ангелы? Что мы об этом знаем? Вспомним начало светлой Пасхальной заутрени: «Воскресение Христово видевше, ангелы поют на небесех…» О чем же поют ангелы небесные? В отличие от людей, содержание песнопения которых — земная жизнь людей с ее радостями и горестями, ангелы божии прославляют вечно живого Бога, Его Любовь к миру и милость к человечеству. И уж поскольку ангелы приносят Богу хвалу и благодарение, не будет ли правильным творить то же самое и людям? Безусловно. И вот, уже много столетий подряд в различных церквах утвердилась традиция исполнения инструментальных и голосовых музыкальных творений с той же целью. Наша русская Церковь – тому не исключение. В традиции Православной Церкви прочно утвердилось голосовое пение. Она накопила за века многие замечательные и величественные распевы, сохранившиеся в богослужениях до наших дней. Сейчас трудно себе даже представить церковную службу без пения, и даже если в каких-то глухих уголках, где по малочисленности прихода невозможно иметь полноценный церковный хор, то все равно — отцы настоятели прилагают всевозможные усилия, чтоб хотя бы «вмале», но звучали голоса певчих (порой, один-единственный). В крупных городах, имеющих мощные музыкальные резервы, такие как: театры, училища, консерватории – ситуация более благоприятная. Здесь имеется возможность привлекать не просто рядовых певцов, а иногда и целые коллективы профессионалов, имеющих в своем составе именитых и заслуженных мастеров. К сожалению, приходится признать, что такое встречается крайне не часто, а типичная ситуация, особенно в сельских храмах, когда на клиросах поют лишь единицы певчих. Хотя, сравнительно недавно, все было по-другому. Литературные произведения писателей ХIX века свидетельствуют нам о наличии в обычных деревенских приходах хоров составом до 50 человек! И в большинстве в них пели мужчины – молодые и здоровые. Те самые, которые в нынешнее время «на работе» (можно подумать, что в прежние времена их кто-то освобождал). Сейчас в это трудно поверить. Это были в действительности – времена торжества Православия! Мы несколько отошли от темы, но в целом, выяснили, что музыка, несмотря на некоторую утрату позиций, заняла прочное место в составе церковных богослужений. Можно привести еще один скромный аргумент в пользу того, что музыка – средство прославления Бога. Это, всего-навсего, — птички, божьи твари. Красота их пения попросту завораживает. Многие держат пернатых певчих в своих домах для услаждения слуха, а то и в качестве средства психологической разгрузки, для избавления от стрессов. И, говорят, — помогает! У меня не вызывает сомнения, что поют птички не ради безделья или чьей-либо прихоти, а делают это, исключительно радуясь жизни, торжествуют ей, и тем самым прославляют своего Творца. Думаю, что подобным образом рассуждают многие православные и, наверняка, не только. Но при всей красоте и очаровании пения пернатых, нельзя и сравнить, насколько более сильное воздействие оказывает на человека музыка церковная. Даже самые простые одноголосные распевы, растворяя в себе молитвенные тексты, проникают в глубину человеческой души, наполняя ее радостным светом. Отличительным свойством духовной (церковной) музыки является то, что она не способна причинить вреда человеку, его душе. Напротив: она действует на нее крайне благотворным образом, умиротворяет, успокаивает мятежный дух, открывает горизонты грядущей жизни. В отличие от мирских творений, напевы которых часто «застревают в голове», угнетая волю и разум так, что порой приводят к повреждению ума. Современная «попса» или «рок» и подобные им стили в реальности угнетают дух человека, совершают над ним насилие, принудительно вводя в «транс», — в состояние, лишающее человека воли и рассудка. По сути дела, тем же занимались в древности языческие жрецы, а ныне — современные сатанисты всех мастей, имея своей целью захват чужой воли. Речь по сути дела, идет об интервенции, причем, в наиболее страшном ее проявлении. Когда враг захватывает территории, это еще не так страшно, поскольку воля людей остается свободной. Они могут организовать сопротивление врагу на захваченной им земле, как это делали партизаны во времена отечественных войн. Захват души – интервенция высшего порядка, что сопоставимо с падением последних рубежей обороны, захватом города и полным уничтожением его жителей. Происходящее при этом полное порабощение души фактически приводит к ее смерти, в состояние безвозвратного уничтожения, о чем милостиво предупреждает нас Господь в Святом Евангелии:
«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф 10:28).
Человек фактически становится живым трупом – зомби, который хотя и ест, и пьет, и ходит на работу, но в реальности уже является мертвым. Зомбирование души человека происходит постепенно и незаметно для него самого, и чисто внешне, протекает вполне безобидно. Разве можно усмотреть какую-либо опасность, слушая музыку с друзьями или танцуя с любимой девушкой на дискотеке? Однако врачи знают, что опасный вирус, проникая в человека, не одномоментно производит в нем разрушение. Некоторое время он никак не проявляет себя. То же самое происходит при разрушении души: Человек утрачивиает связь с Богом, постепенно теряя Благодать; становится равнодушным, обидчивым, раздражительным; теряет интерес к жизни, работе, семье; появляются навязчивые идеи, образы, мысли о смерти; наконец – приходит и сама смерть. И все это вполне может принести «простая», безобидная, на первый взгляд, музыка, а точнее – безрассудное к ней отношение.
С этим утверждением можно соглашаться или нет, особенно, если смотреть на данный вопрос иначе, — с позиции рядового потребителя современной музыкальной индустрии. Для множества людей музыкальное искусство – средство удовлетворения эстетико-культурных потребностей, относящееся к категории увеселений и наслаждений. Наподобие жевательной резинки для слуха. И очень многие, надо сказать, это так и воспринимают. А как же на самом деле? Давайте попробуем это выяснить.
Многие, думаю, слышали строки из известного кинофильма: «нам песня строить и жить помогает…». А еще можно вспомнить «Дубинушку» — эту «песню рабочей артели», с которой бригады бурлаков тащили по рекам груженые баржи. Песня облегчала работу, задавала ритм, придавала сил. Или скажем: долгими зимними вечерами девушки пряли или вязали, и песня скрадывала усталость от утомительной и монотонной работы. Распевая песни, ходили на полевые работы, играли свадьбы и провожали в последний путь. Невозможно и перечислить всех мест, профессий, среды, где бы песня не нашла себе жительство. Как можно этому возражать? Действительно, музыка удивительным образом затрагивает струны души и невозможно недооценивать ее влияние на человека, на его эмоциональное состояние.
Особое мобилизующие действие музыки известно тем, кто проходил строевую армейскую подготовку или приходилось присутствовать на параде. Им хорошо известно, как воздействует воинский марш на колонны солдат, объединяя всю массу людей «в один кулак», в одну волю. Можно вспомнить о мощном всплеске патриотизма русского народа, что вызвала песня-марш «Вставай, страна огромная!» Сильнейший подъем духа сопротивления дала людям в блокадном Ленинграде «Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича. Буквально стали в воинский строй множество произведений и песен, ставшими воистину народными: «Землянка», «Темная ночь», «Синий платочек» и множество других. Для миллионов советских людей эта музыка и песни стали не просто любимыми, но были опорой в трудные времена, несли в каждый дом веру в победу над врагом, надежду на встречу с родными людьми, которых разбросала война. Музыкальная канва произведений военного времени, удивительным образом ложилась на души людей, резонансно усиливая нравственно-патриотические чувства, порождая желание личного участия в борьбе с врагом. И, возвращаясь к вопросу «целесообразности бытия» музыки, все, сказанное выше подтверждает, что музыка, рожденная в труде, и выстраданная в суровые годы сражений – «второй категории качества», (после музыки духовной, если условно ввести такую классификацию), и вне всяких сомнений, — также не лишена права на жизнь.
А теперь стоит поговорить и о музыке мирных дней, ибо и она существует и есть, и способна также вызывать множество эмоций и чувств. Может ли быть подобная категория музыкальных сочинений вызывать «духовный искус», быть полезной или вредной для души? Безусловно, может. И всегда такой и бывает: либо полезной, либо вредной. Вопрос в другом: как определить грань, отделяющую «плохое» от «хорошего». Что можно сказать? Здесь вряд ли поможет детский стишок: «Что такое хорошо, и что такое плохо», ибо вопрос даже не из области философии, но, опять же, религиозного свойства, и разрешается духовным рассуждением. Это может показаться достаточно сложным и утомительным делом, к тому же, — не для всех и не всегда понятным. Поэтому не станем заходить в дебри, а на основании уже выше изложенного, попробуем сделать некоторые выводы. Мы уже показали, как музыка может воздействовать на человека. Сила этого влияния может быть различна, но направлений этого действия может быть только два. Точно так, как человек всей своей жизнью показывает: он либо раб Божий, либо раб греха, то есть Сатаны. Собственно говоря, весь смысл человеческой жизни и заключается в проверке («искус») человека на его пригодность к воплощению в нем замысла Божия. И все что окружает его и сопровождает по жизни – служит этой же цели. Сюда включается и музыка с определенным «искусом». И подобно тому, как «добро и зло», «свет и тьма» — так и музыка разделяется на два противоположных полюса. И промежуточных оценочных критериев здесь быть не может, ибо сказал Господь:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого и любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (МФ6:24).
Что касается нашей конкретной темы, то опять же, для понимания вопроса призовем на помощь Святое Евангелие, где сказано:
«По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф 7:16-18). Данный текст достаточно четко проясняет многие житейские затруднения в плане оценки всего происходящего вокруг. А вот – музыка? Приносит ли она пользу вообще? Можно ли полагать ее древом добрым, приносящим добрый плод? А если да, то всякая ли? Становимся ли мы в результате ее воздействия духовно и нравственно чище, либо просто убиваем не только драгоценное время жизни, но и саму жизнь? Возникает ли при прослушивании тех или иных музыкальных творений «внутренний подъем», ощущаем ли мы прилив духовных сил, направляющих нас творить добрые дела? И главное, на что направляется искус, в его истинно-духовном значении: становимся ли мы способными увидеть себя не с лучшей стороны и, признав в себе это, всячески стараться противостоять греху? И, — с другой стороны: не возникает ли от музыкального воздействия чувства подавленности, навязчивости, а порой, некоего внутреннего «отупления», беспокойства? Вот некоторые критерии, которые могут помочь в принятии решения о том, стоит ли принимать в себя те или иные музыкальные формы. Еще хотелось бы особо сказать об увлечении некоторых, особенно из молодых, зарубежными «акустическими формами», поскольку назвать музыкой «это» не поворачивается язык. Многим из нас, думаю, приходилось оказаться в ситуации, когда поблизости оказывалась «дискотека на колесах». И вот, в реве савбуфера на вас обрушиваются сотни ватт низкочастотного звукового давления. При этом уже не требуется ухо, как орган слуха, «музыку» эту можно слышать буквально животом. От звуков этих могут встать дыбом волосы, дребезжат стекла и вибрирует асфальт, как при землетрясении. Не могу представить себе, кого мог бы насладить «свалившийся на голову» подобный концерт кроме разве самого владельца «дискотеки». Попробуем не принимать во внимание откровенно-наплевательское отношение к окружающим и всю прочую нравственную (точнее: с предлогом «без») составляющую ситуации, и постараемся по-христиански, несмотря ни на что, «возлюбить ближнего своего» и постараться «услышать» и проанализировать «децибелло-шедевр». Из всего подобного репертуара, что мне приходилось слышать, обычно — это некая разноязычная «иностранщина» с голосовой поддержкой солиста или группы. В свое время мой покойный родитель определял подобный жанр нелестным выражением – «собачья лайка». И, похоже, кое в чем был прав. Мы же постараемся объективно и без эмоций разобраться в этом.
Традиционно песенно-музыкальный жанр предполагает, что основная смысловая и эмоциональная нагрузка передается через текст (стихи), положенный на музыку. Это основа и главный стержень произведения. Попробуем себе представить, чем была бы песня «Широка страна моя родная» без стихов Лебедева-Кумача? Просто неприметная музыкальная тема, которую услышали – и забыли. Можно потренировать свою память и с успехом представить себе то же самое в других примерах. Мне случалось в свое время беседовать с подобными меломанами, и я их спрашивал: понимают ли они вообще содержание песен, тех что «крутят»? И чаще всего, ответ был такой: «А зачем? Красиво ведь поют! Меня все устраивает». Что здесь сказать? Во времена моей молодости гремели по миру знаменитые «Битлы», ABBA, Bony M и многие другие. Мы тоже интересовались творчеством этих групп, и кто как, в разной степени увлекались подобной музыкой. Их музыка и ритмы нам нравились, но что касалось содержания песен…. Скажем, как есть: у меня, да и у большинства сверстников, были трудности с переводом. Что делать? Преподавание иностранных языков в советских школах было специфическим: в основном читали и переводили со словарем, и почти совсем не делали упора на понимание речи на слух. Однако у некоторых из нас было «упертое» стремление заполучить перевод наиболее известных песен, и это кому-то удавалось. Помню, как меня поразило: текст одной из песен группы АВВА оказался всего лишь перечислением названий месяцев в году! Это сразу опрокинуло в моем представлении всю харизму западной музыкальной культуры и показало, что нужно критически воспринимать то, что «они там» поют. Во всяком случае, пришло твердое осознание необходимости понимания текстового содержания исполняемого. И, думаю что те, кто слышат одну звуковую составляющую, не в состоянии объективно оценить музыкальное произведение. Это будет крайне поверхностное суждение, поскольку, как я уже сказал: главное в песенном жанре – слова. Представьте себе красивую мелодию, на которую положен текст, в котором есть оскорбительные и непристойные выражения в ваш адрес, вашей родной страны, нации и так далее? Думаю, что в этом случае, красота музыки лишь усугубит негативное восприятие от смыслового содержания…. Вот так! Таким образом, мы определили, что текстовое содержание может весьма существенно влиять на конечное восприятие конкретного произведения.
А теперь, скажем кое-что по существу оценки «чисто музыки» — то есть, музыки инструментальной. Здесь все несколько сложнее. Дело в том, что всякая музыка порождает в сознании слушателя некий образ, который если говорить просто, может быть приятным или противным, либо оставить человека равнодушным. Люди так и говорят: «мне нравится — не нравится», или как-то еще. Но следует ли из того, что какой-либо очередной «шедевр», если даже и пришелся «по душе» многим, является таковым? Понятно, что нет. Найдутся и те, кто выразит диаметрально противоположное мнение. И дело здесь не в том, что «на вкус и на цвет…», — а в том, что всякое суждение, всякая оценка должна быть объективна, то есть – максимально приближена к истине. И как ее найти?
Чтобы сколь-либо беспристрастно определить истинную ценность музыкального содержания, нам не обойтись без простейшего анализа (если угодно, — «экспресс-тест») музыкального содержимого. Здесь необходимо будет несколько углубиться в теоритическую составляющую музыки. Естественно, что в рамках данной статьи мы не ставим целью дать полноту сведений о строении музыкальных форм, поскольку здесь не реально, и тема эта – весьма специфическая. И, тем не менее, подобно тому, как мы можем вполне обоснованно заявить, (не имея даже специального медицинского образования) о том, что человек – это: дух, душа, тело; можем кратко обозначить и основные составляющие музыки. Их — также три. И в соответствии со своим исследованием о структуре строения человека, святой врач Лука Крымский (а мы лишь привели пример) и, понимая невозможность исключения из этой структуры ни одной из составляющих, также невозможно представить себе и музыки без ее главнейших составных частей. Назовем эти составляющие. Итак, музыка – это: мелодия, гармония, ритм-фактура (все что образует основу аккомпанемента). На этих «трех китах» стоит то, что мы называем музыкальное искусство. Каждый из этих китов, и образно говоря, их сила и стойкость, придают музыке качественные свойства. И если вернуться к прежнему примеру и убрать из состава человека «дух», то в результате мы получим животное – обезьяну. Подобное этому непременно случится и в области музыки, если исключить из ее состава, пусть, что-то одно из перечисленного. В доказательство тому можно произвести множество экспериментов (не опасных для жизни!), в которых, используя музыкальный фрагмент, последовательно выключать мелодию, гармонию, ритм-фактуру. В результате исследования выясняется следующее: наименьшую потерю музыка имеет без ритмической поддержки: барабаны, басы и т.д; гораздо в большей мере страдает музыкальный фрагмент от потери гармонической фактуры, но все равно еще остается узнаваемым. А вот без мелодической канвы, музыкальный образ становится подобным человеку без лица! А что такое – человек без лица? Безобразная тварь, не имеющая в себе индивидуальности, то есть — образа Божия! А ведь это как раз то, во что пытается дьявол обратить человека – такая у него цель. Идет извечная война между добром и злом. В настоящее время – уже неприкрыто и откровенно, как это происходит на Украине. Но и в области тайного следования своему замыслу дьявол употребляет всевозможные средства, включая музыкальные формы, для оболванивания, обезличивания людской массы. И как мы видим, то самое, что в музыке есть второстепенное – ритм, аккомпанемент, используется как основа, заменяя главное: мелодию и гармонию. Разве не показательно то, что языческие жрецы и современные шаманы используют в своих сатанинских обрядах исключительно ударные инструменты: барабаны, бубны, там-тамы. Ритм способен воздействовать на человека, как наркотик, и этому есть многие свидетельства. Беда в том, что человек в силу свободы выбора часто говорит наркотику – да! И здесь вряд ли что можно поделать. Это справедливо и в отношении «псевдомузыки», безрассудная тяга к которой, подобно наркотикам, также способна нанести тяжкий вред. И, кстати говоря, это уже доказано и научными методами.
Подытожим все вышесказанное. Мы видим,- музыка способна нести в себе зерно, направляющее человека к добру и в жизнь вечную, так и в ее искаженной, уродливой форме стать причиной его гибели. Вопрос выбора самого человека.
Просмотры (43)