Внешнее молитвенное чувство проявляется у нас в осенении себя крестом (по-славянски «крестным знамением», т. е. знаком креста), в коленопреклонении и поклонах — малых (поясных) и великих (земных), касаясь земли коленями, руками и головой.
Крестное знамение совершается правой рукой. Для этого соединяем первые три перста (пальца) вместе, а два остальных — безымянный и мизинец— пригибаем к ладони. Тремя соединенными перстами прикасаемся ко лбу, ко груди, к правому и затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два же пригнутые перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет два естества — есть Бог и человек, и ради нашего спасения сошел с неба на землю. Крестное знамение полагаем на лоб, чтобы освятить ум и мысли наши, на грудь — чтобы освятить сердце и чувства, на плечи — чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших.
Крестное знамение совершается обычно при словах «Приидите, поклонимся», «Аллилуиа», «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», в начале пения «Верую», в начале чтения Св. Писания, при входе в храм и выходе из него.
Как не подобает призывать имя Божие всуе, т. е. без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно. Когда священник благословляет, произнося: «Мир всем», — надо поклониться, не совершая крестного знамения; при осенении же крестом, либо Святым Евангелием полагаем и мы на себя крестное знамение. Поклонами мы выражаем благоговение наше к Богу и покаянные чувства. Земные поклоны, столь частые в дни покаяния и поста, не принято совершать в дни общей духовной радости — в воскресные дни, в великие праздники, от Пасхи до дня Святой Троицы и от Рождества до Богоявления. Причастившись Святых Христовых Тайн, не делаем земных поклонов в тот день.
Коленопреклонение, т.е. стояние на коленях, бывает в храме во время чтения особых коленопреклоненных молитв.
Просмотры (94)