Исторические сведения о
Свято-Троицком Храме села Курьи.
Церковь в селе Курьи камышловского уезда Екатеринбургской епархии была построена тщанием прихожан вместо существовавшей с 1793 года деревянной, которая была поставлена взамен сгоревшей, так же деревянной, построенной после отделения Прихода от церкви в селе Поварня, и ставшим самостоятельным в 1791 году. Имеющийся в настоящий момент Храм в с.Курьи, по счету – третий. В Государственном архиве имеется грамота о заложении каменного храма, датированная 13 марта 1841 года. Храм был заложен в этом же году, точная дата – неизвестна. Через три года здание Храма было отстроено и имело каменную колокольню. Храм имел ограждение из железных кованых решеток, закрепленных в гранитных столбах и паперть из гранита. Имелось два придела. Первый, южный – теплый, во имя св. вмч. Екатерины, и был освящен 14 мая 1844 года, а центральный, Троицкий, – освящен в 1853 году 25 мая и был холодным, летним. Позже, в 1911 г. был отстроен третий (северный) предел, но освящен только в 1915 году 15 мая в честь праздника Сретения Господня, по причине отсутствия иконостаса. Перед революцией имелись позолоченные иконостасы во всех трех приделах. Слева от входа стояла сторожка. Там же имелась русская печь, в которой пекли просфоры. Здесь же располагалась трапезная. При храме с 1886 г. имелась торговая лавка, расположенная на церковной площади. Для хозяйственных нужд в1911 г. построили сарай, крытый железом.
Храмовый причет состоял из священника, диакона и псаломщика. Священник проживал в общественном доме, диакон – в доме, приобретенном в1880 году. На содержание священника Приход тратил 144 рубля в год. Псаломщику платили 48 рублей в год. Сверх того причет имел дополнительный доход за отправление треб и т.д. до 400 руб. в год. По тому времени содержание причета оценивалось как посредственное. Вразумительных данных о фамилиях, именах и времени служения членов церковного причта до последнего времени не имелось. (См. раздел меню: «историко-архивные сведения») Было известно, что в разное время до 1915 года в Храме служили: священник – Федор Григорьевич Пьянков, диаконы – Василий; Николай Бирюков; просфорница — Зинаида Евгеньевна Пономарева; псаломщик — Петр Иванович Кокшаров. По состоянию на 1833 год, курьинский Приход имел в общей сложности 183 десятины различных земель. Из них – 123 дес. удобных к возделыванию, 54 дес.- под лесом различных пород для городьбы и отопления, а также под залежами и болотами – до 15 десятин. В 1834 году под сенокосом числилось 15 дес. земли.
Имеются данные о принадлежности к нашей церкви двух часовень: Георгия Победоносца в самом селе, и Флоро-Лаврской в деревне Боровой, освященной 17 октября 1888 г. К настоящему времени обе не сохранились.
С 1904 года священник с диаконом жили в огромном, пожертвованном Приходу доме, прямо напротив Храма. Впоследствии, этот дом был отобран властями и в нем разместили школу-интернат. Дом не сохранился (сломан в 70-80 годы).
Со слов Брылиной Матроны Ивановны 1906 г.р. и местной жительницы Печенкиной Евгении Ивановны 1916 г.р. (к настоящему времени обе почившие) имеются отрывочные данные о последнем периоде работы церкви:
Последним приходским священником был отец Алексий Гаряев, служащий перед этим в Рудянской церкви. Его предшественник: отец Сергий умер в конце 20-х годов и похоронен на сельском кладбище. Отец Яков (по видимому, диакон) был репрессирован. Казначей Храма – Печенкина Марфа Алексеевна (родная тетка тещи ныне служащего настоятеля храма) после закрытия Храма также арестовывалась и испытала нападки властей. Похоронена на сельском кладбище. Место ее захоронения известно. В последние годы перед закрытием при Храме жили и трудились послушницы Анна (Петровна) и Александра(Николаевна), оказавшиеся в Курьях, вероятнее всего, после закрытия женского монастыря г. Екатеринбурга. Сестра Анна была просфорницей, а сестра Александра – псаломщицей. Обе умерли и похоронены здесь же после закрытия Храма. Последний диакон – отец Сергий Борчанинов почил после закрытия Храма.
В таком виде храм был передан курьинской общине.
В 1932 году 13 июня властями было принято решение о закрытии Храма. Перед своим закрытием церковь была белая с голубыми рамами окон и золочеными куполами. Ломала бригада активистов в течение около 40 дней. По рассказам старожилов, кирпич от слома колокольни председатель сельсовета продал. Разрушали варварски, все крушили и жгли здесь же — во дворе храма. Иконостасы, книги и иконы…. Несколько икон (святителя Николая, Воскресения Христова, Пресвятой Богородицы – всего до 5 икон) благочестивым прихожанам удалось спасти. Впоследствии, эти добрые люди ходили с храмовыми иконами по домам и служили акафисты. Где находятся сейчас эти святыни — не известно.
После разрушения Храма в Екатерининской части устроили ресторан. На месте святого алтаря возвели сцену.
После ресторана здесь же был клуб. Заведующая клубом была Орлова. Показывали кинофильмы, устаивали вечера и танцы. В Сретенской части были оборудованы школьные мастерские. Стояли металлорежущие и деревообрабатывающие станки. В центральной, Троицкой части размещался школьный спортзал: бегали, прыгали, отжимались… Храм многократно перепланировали и переделывали. Несколько раз Храм горел.
Последний серьезный пожар случился осенью 1958 года. Сгорели стропила, кровля, пострадали внутренние помещения. Последним владельцем храмового здания перед его передачей Церкви был местный совхоз. Была наспех восстановлена кровля, из старых досок кое-как настелены полы, построены сараи во дворе и деревянный забор. Храм использовался под склад. Хранили зерно, мясо, шкуры и кости….
5 февраля 1999 года храмовое здание милостью Божией и по просьбе общественности было передано курьинскому Приходу. С 1997 по 2004 год Приход постоянного священника не имел и окормлялся священниками: иереем Николаем Голубцовым, иереем Андреем Демидовым, протоиереем Александром Никулиным и др. С 13 декабря 2004 Указом архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на курьинский приход назначен священник иерей Александр Стерхов.
С 19 декабря 2004 в Храме возобновились регулярные богослужения. С 2005 по 2010 год в храме по благословению архиепископа (ныне митрополита) Викентия проводились восстановительные работы, в основном, силами Прихода и при финансовой помощи благотворителя из Екатеринбурга. Много раз Приход обращался за помощью к местным властям, предприятиям и предпринимателям, но серьезной поддержки не получил. В настоящий момент ввиду отсутствия помощи из-за болезни благотворителя и серьезных финансовых затруднений у прихода восстановительные работы приостановлены. Несмотря на это, к настоящему времени полностью отремонтирован Екатерининский придел, заменена кровля Храма, отремонтированы внутренние помещения (колокольня, лавка, трапезная, канцелярия), снесены ветхие строения, заново изготовлена паперть, построен капитальный забор на каменных столбах, автостоянка, новый туалет, оштукатурен и восстановлен в первоначальном виде фасад Храма с южной и с западной сторон, отремонтирован главный свод купола Храма, заделаны проломы и повреждения, изготовлен и смонтирован заново купол Храма вместе с барабаном и крестом с покрытием из TiN, проведены планировочно-регистрационные работы, получены необходимые регистрационные документы на здание Храма и на землю, пробурена скважина на воду, решаются вопросы по отоплению Храма.
Просмотры (1520)
Историей вашего храма я заинтересовалась не случайно. Мои предки Брылин Ефим Степанович (прадед), Брылин Иван Ефимович (дед) жили в с. Курьи. Всех их в 1930 году вместе с семьями выслали в Берёзовский район Тюменской области.Я занимаюсь родословием и слышала от тётушек, что прадед служил в церкви с. Курьи. Хотелось бы узнать об этом точнее. Может сохранились какие-то церковные документы. Где хранятся метрические книги церкви? С уважением Брылина Нина Павловна.
Простите, не мог ответить сразу. Если что-то прояснится, обязательно свяжусь с Вами.
Познакомилась с историей храма. Узнала,что Брылина Матрёна Ивановна и Печёнкина Евгения Ивановна рассказали о последнем периоде работы церкви. Была приятно удивлена, когда прочитала письмо своей тётушки Нины Ивановны Брылиной сестре Галине., написанное 1 1996 году. В письме она сообщала,что в 1976 была в Курьях и встречалась со своими родными: Брылиной Матрёной Ивановной и Печёнкиной Евгенией Ивановной. Думаю,что речь идёт об одних и тех же людях. Тётя Нина называла их своими тётями, указала адреса их места жительства. Думаю, что они из нашего рода. Мои тёти Нина и Галя ещё живы. Одна живёт в Берёзово, ей 95 лет, другая, Галина — в Тюмени. Ей 91 год.
Здравствуйте,к сожалению я мало что знаю о Ваших родных. Все или большинство исторических сведений о курьинском храме , дошедших до сего дня, имеют характер устного повествования. Документальных сведений очень мало. О Ваших предполагаемых родных известно по воспоминаниям о них одной прихожанки храма.