Курьинское село, Камышловский уезд,
Троицкая церковь.
1812 год. Курьинское село, Троицкая ц. Священник Кузовников Димитрий,
священник Ляпустин Феодор, диакон Емавин …, дьячок Затопляев Тимофей, пономарь Ляпустин Прокопий, пономарь Ляпустин Порфирий (л.257об). (ГАСО ф.6 оп.1 д.363 МК Камышловского уезда за 1812 год).
1815 год. Л.39об-40: Священник Троицкой слободы Камыш.у. в 1833 г. Ляпустин
Андрей Федоров — в прошедшую 7-ю ревизию показан был сего ж уезда в Курьинском селе при отце своем священнике Феодоре Ляпустине (Ревизские сказки Камышловского Духовного Правления за 1833 год – ф.111 оп.1 д.2712 – Фотоархив УЦИО).
1820 год. Л.66 об: Лукин Василий Георгиев определен пономарем к Троицкой
церкви Курьинского села, Камышловского уезда 8 сентября 1820 года. 7 марта 1821 года переведен пономарем к церкви Березовского села, Ирбитского уезда. (ГАСО ф.698 оп.1 д.328).
1822 год. Курьинское село, Троицкая ц. Священник Ляпустин Феодор, священник Ляпустин Алексий, диакон Яковкин Роман, дьячок Затопляев Тимофей, дьячок Кузовников Евграф (л.216; ГАСО ф.6 оп.1 д. 365).
1833 год. Ревизская сказка 1833 г. декабря 29 дня Пермской губернии
Камышловского уезда Курьинского села дву-комплектной Троицкой церкви. По последней ревизии состояло на лицо: л.50об: Священник Ляпустин Феодор Симионов 29 лет в прошлую ревизию, по запрещении в священнослужении в 1830 г. вытребован в Пермскую духовную консисторию и в том же году определен Соликамского уезда в Верх-Усольское село священником; у него сын Ляпустин Андрей Феодоров 10 лет в прошлую ревизию – в 1827 г. произведен Ек.у. в Невьянский завод во диакона. Л.50об-51:
Священник Ляпустин Алексий Филипов 33 лет в прошлую ревизию, ныне 51 года; У него сыновья: Ляпустин Феодор Алексеев 4 лет в прошлую ревизию, ныне 22 лет – в 1830 г. поступил к сей церкви во дьячка из не обучавшихся в училищах; Стефан ныне 17 лет – обучается в ПДС; Александр ныне 11 лет – обучается в Далматовском приходском училище; онаго священника Алексия Ляпустина жена Анна Иванова 51 года, у них дочери: Надежда 24 лет, Наталия 13 лет. Л.50 об: Диакон Яковкин Роман Андреев 26 лет в прошлую ревизию – по запрещении в священнослужении в 1829 г. Определен Шадринского уезда в Сухринскую слободу для исправления пономарской должности. Л.51об-52: Дьячек Затопляев Тимофей Алексиев 29 лет в прошлую ревизию, ныне 47 лет; у него сыновья: Сивириан 4 лет в прошлую ревизию – помер в 1816 г.; Алексий ныне 11 лет и Александр ныне 10 лет – обучаются в Далматовском училище; Георгий ныне 6
лет и Иоанн ныне 2 лет; Онаго дьячка Тимофея Затопляева жена третья Екатерина Яковлева 39 лет; у него дочь от второй жены Александра 19 лет. Л.51об: Умершего пономаря Прокопия Иоаннова Ляпустина (Ляпустин Прокопий Иоаннов) сын Иоанн 2 лет в прошлую ревизию – в 1824 г. произведен сего уезда в Чернокоровское село во дьячка. Л.51об: Пономарь Ляпустин Георгий Иоаннов 15 лет в прошлую ревизию – в 1819 г. утонул. Л.51об-52: Умершего священника Кузовникова Иоанна (Кузовников Иоанн) сын Кузовников Евграф Иоаннов 11 лет в прошлую ревизию, ныне 29 лет – в 1929 г. произведен к сей церкви во диакона из не обучавшихся в училищах; у него сын Павел 5 лет; Онаго умершего священника Иоанна Кузовникова жена вдова Александра Гаврилова 55 лет; Онаго диакона Евграфа Кузовникова жена Екатерина Артемьева 31 года, у них дочери: Александра 2 лет и Елисавета 1 года. Л.51об-52: Умершего священника Кузовникова Димитрия (Кузовников Димитрий) жена вдова Параскева Иванова 51 года; онаго умершего священника Димитрия Кузовникова дети: Кузовников Петр Димитриев 7 лет в прошлую ревизию, ныне 25 лет – произведен к сей церкви в пономаря в 1823 г. из не обучавшихся в училищах, онаго пономаря Петра Кузовникова жена Александра Петрова 25 лет, у них дочери: Евгения ныне 6 лет, Феоктиста ныне 4 лет, Анна ныне 1 года; Кузовников Димитрий Димитриев 1 года в прошлую ревизию, ныне 19 лет – обучается в ПДС. После 7-й ревизии поступили: л.52об-53: Пономарь Кокшаров Петр Иоаннов 25 лет, в прежнюю 7-ю ревизию писан был сего уезда Пироговского села при родителе священнике Иоанне Кокшарове, к сей церкви в 1823 г. произведен из не обучавшихся в училищах; онаго пономаря Петра Кокшарова жена Мария Александрова 25 лет, у них дочь Любовь 3 лет. (Ревизские сказки Камышловского Духовного Правления за 1833 год – ф.111 оп.1 д.2712 – Фотоархив УЦИО). – Подписи:
Священник Ляпустин Алексий, диакон Кузовников Евграф, дьячек Затопляев Тимофей, дьячек Ляпустин Феодор, пономарь Кузовников Петр, пономарь Кокшаров Петр (л.53).
1844 год. Построен храм.
1865 год. Умер диакон Курьинской церкви Хелидонский Филипп (Адрес-календарь за 1885 г.,с.192).
1868 год. 1 округ К.у. Священник Пономарев Михаил, диакон Федоров Александр,
дьячок Ляпустин Феодор, пономарь Кокшаров Петр (л.34об; ГАСО ф.6 оп.1 д.384).
1869 год. Назначено производство диакону К.у., Курьинского села Федорову
Александру – во священника к ц.с. Петропавловского, В.у. (ПЕВ за 1869 год, с.15).
Перемещен диакон, состоящий на дьяческой вакансии при ц. Оханского уезда,
Рождественского завода Коровин Александр – в Курьинское село на штатное диаконское место (ПЕВ за 1869 год, с.15). Перемещен диакон Курьинской церкви Коровин Александр – к градо-Кунгурского Преображенской церкви на дьяческую вакансию (ПЕВ за 1869 год, с.174, от 23 апреля №16).
1870 год. Священник Пономарев Михаил, 1-й псаломщик Ляпустин Феодор, 2-й
псаломщик Кокшаров Петр (л.29об; ГАСО ф.6 оп.1 д.388). Благочинный В. Иванов.
1-й округ К.у. Курьинского с. Троицкая ц. – Священник Пономарев Мих. Ст.;псаломщики Ляпустин Фед. Ал., Кокшаров Петр Ив. (с.94-95; Адрес-Календарь
Пермской Епархии/Пермь, типография Поповой, 1870 год).
1871 год. Священник Пономарев Михаил, 1-й псаломщик Ляпустин Феодор, 2-й
псаломщик Кокшаров Петр (л.65об; ГАСО ф.6 оп.1 д.389).
1874 год. Священник Пономарев Михаил, 1-й псаломщик Ляпустин Феодор
(л.30об), Сухоложского села священник Максимов Иоанн (л.17). (ГАСО ф.6 оп.1 д.389).
1877 год. Священник Пономарев Михаил Стефанов., с. Курьинск., ок. кур. 1862 г.(а-к за 1877 г.,с.43).
1878 год. Утвержден церковным старостой, 15 февраля, Дружинин Василий (ПЕВ за 1878 год, с.127, от 8 марта №10).
1880 год. Разрешено: купить дом с пристроем и усадьбой в церковь на церковную
сумму за 300 р., 24 сентября (ПЕВ за 1880 год, с.436, от 15 октября №42).
1881 год. Утвержден церковным старостой крестьянин Панов Василий Семенов (ПЕВ за 1881 год, с.61, от 18 февраля №7).
1882 год. Курьинское с., 1 округ К.у.– От губернского города в 460 в., от уездного города 35 в., от благочинного 5 в. – Свящ. 1, псал. 1. – Прих. 956; деревень 2, в 1-3 в. – Жал. 192 р.; доход 320 р. Земли пахотной 180 д., неудобной 65 д., сенокосной 15 дес. – Священник Пономарев Михаил Стефанов, окончил курс семинарии 2 разряд 1862 г., имеет набедренник. Диакон Бирюков Василий Николаев, высшее отделение Е.у. 1858 г. Заштатный псаломщик Кокшаров Петр Иванов, 72 лет, удостоен архипастырского благословения.- Староста крест. Панов Василий Семенов. Просфорня: дьяческая дочь Ляпустина Александра Феод., от ц. 12 р., 10 сажен дров, прих. сбор. (ПЕ Адрес-календарь за 1882 г., с.149).
Отказать в пособии: заштатному псаломщику Кокшарову Петру, как имеющем сына священника в Реутинском селе, К.у., и по мнению сотрудника, не нуждающемуся в пособии, а сыну его предложить доставлять пропитание родителям. (ПЕВ за 1882 год, с.462, от 28 июля №30).
1883 год. Л.62об: Священник Глинской Николаевской церкви, Екатеринбургского
уезда Дягилев Петр Василиев 15 апреля 1883 года перемещен к Курьинской Троицкой церкви, Камышловского уезда – настоятелем. 1 мая 1885 года отрешен от сего места с запрещением священнослужения, с правом приискания места псаломщика. Л.63: Был под судом за допущение умереть прихожанину без напутствия. Л.62об: 14 января 1886 года определен на должность псаломщика к градо-Екатеринбургскому Екатерининскому собору. (ГАСО ф.698 оп.1 д.340).
Умер священник Пономарев Михаил – 17 марта 1883 года (Адрес-календарь за 1885 год, с.212).
Пособие: умершего священника Пономарева Михаила детям: Александру 6 лет,
Агнии 17 лет, Ольге 14 лет, Юлии 7 лет, и Екатерине 1 года – 54 р. в год (ПЕВ за 1883 год, с.700, от 7 декабря №49).
1884 год. Пособие от 15 июня: заштатному псаломщику Кокшарову Петру 75 лет и
жене его Марии Александровой 72 лет – 18 р. в год, а сыну священнику предложить доставлять родителям возможное пособие (ПЕВ за 1884 год, с.389). – Пособие: умершего священника Павлова Евгения жене Евдокии Михайловой 59 лет – 10 р. (ПЕВ за 1884 год, с.680, от 12 декабря №50).
1885 год. 1-й округ. Каменная, построена в 1844 г. Свящ. 1, псал. 1. Прихожан 1003. Деревень 2. Священник Дягилев Петр Васильев, окончил курс семинарии во 2 разряде 1864 г., имеет набедренник. Диакон Бирюков Василий Николаев, высшее отделение Екатеринбургского училища 1858 г. Заштатный псаломщик Кокшаров Петр Иванов, 74 лет. (Адрес-Календарь за 1885 г., с.169).
Перемещен священник Екатеринбургской духовно-училищной церкви Пьянков
Феодор – к ц.с. Курьинского, Камышл.у., 25 мая (ПЕВ за 1885 год, т.2, с.422, от 2 октября №40). Принята на казенное содержание в Екатеринбургском епархиальном женском училище, от 26 августа: умершего псаломщика Пономарева Михаила дочь Юлия 10 лет, мать которой имеет двух сыновей 18 и 8 лет и ещё 3-х дочерей Агнию 19 лет, Ольгу 16 лет и Еликониду 4 лет. (ПЕВ за 1885 год, т.2, с.403, от 18 сентября №38).
1887 год. 3-й округ. Утвержден церковным старостой Печенкин Андрей (ЕЕВ за 1887 год, т.1, с.174, от 28 февраля №8).
Запрещенного священника этого села Дягилева Петра дочь Ольга (ЕЕВ за 1887 год,
т.2, с.956, от 17 октября №40). Уволен за штат священник Пьянков Феодор, а на его место определен брат его священник Пьянков Василий из Аверинского села, Ек.у., 19 октября (ЕЕВ за 1887 год, т.2, с.980, лот 24 октября №41).
1891 год. 27 декабря 1891 года на похоронах заштатного священника села Поварненского Пузырева Александра Дмитриевича: села Курьинского о. Пьянков
Василий. (ЕЕВ за 1892 год, т.1, с.105-107, от 25 января № 4).
1893 год. 26 сентября объявлено архипастырское благословение за преподавание
Закона Божьего в народной школе о. Пьянкову (ЕЕВ за 1893 год, с.1123, от 6 ноября №45).
1896 год. Перемещен диакон церкви села Курьинского, Камышловского уезда
Троицкий Иоанн – к церкви Баранчинского завода, Екатеринбургского уезда, 18
сентября (ЕЕВ за 1896 год, т.2, с.1012, от 28 сентября №39).Определен псаломщик Бакланского села, Шадринского уезда Оранский Сергий –диаконом к церкви села Курьинского, Камышловского уезда – 19 октября (ЕЕВ за 1896 год, т.2, с.1093, от 19-26 октября №42-43). 17 ноября рукоположен псаломщик Бакланского села Оранский Сергий – в сан диакона (ЕЕВ за 1896 год, т.2, с.1184, от 16-23 ноября №46-47).
1897 год. Перемещен псаломщик ц.с. Верхнеярского, Ш.у. Золотавин Иоанн – к ц.с. Курьинского, Камышл.у., 13 февраля (ЕЕВ за 1897 год, с.127-128, от 1 марта №5). Определен псаломщик ц.с. Курьинского, К.у. Бирюков Михаил – диаконом к ц.с. Першинского, Ш.у., 20 января (ЕЕВ за 1897 год, с.44, от 1 февраля №3).
Годовой членский взнос в Братство Св. Прав. Симеона от священника Пьянкова Василия – 3 р. (ЕЕВ за 1897 год, с.269, от 1 мая №9).
1898 год. Уволена от должности просфорни – Пономарева Зинаида, 2/11 марта (ЕЕВ за 1898 год, с.184, от 1 апреля №7).
Перемещена просфорня ц.с. Реутинского, К.у. Бирюкова Таисия – к ц.с. Курьинского, К.у., 24 марта/16 апреля (ЕЕВ за 1898 год, с.217, от 16 апреля/1 мая №8-9).
1899 год. Курьинского с. Свято-Троицкая ц. Свящ. Пьянков Василий Григ., диакон на псаломщ. вакансии Бирюков Вас. Никол.. 3-й благочиннический округ. (Спр.кн. за 1899 год, http://www.petergen.com/bovkalo/sp/ekaterinburg1899.html)
Посвящен в стихарь псаломщик Золотавин Иоанн, 20 декабря 1898 года (ЕЕВ за 1898 год, с.9, от 1 января №1). Священник Пьянков Василий – член-сотрудник императорского Палестинского Общества (ЕЕВ за 1899 год, с.606, от 16 ноября №22).
1900 год. 26 мая-8 июля объявляется признательность Епархиального Начальства
прихожанам Курьинской Троицкой церкви за пожертвование за пожертвование ими в собственность названной церкви двух деревянных домов, стоимостью до 2400 р., для помещения священника и диакона. (ЕЕВ за 1900 год, с.380-381, от 1 августа №15).
1901 год. Награжден скуфьей, 8 марта, священник Пьянков Василий (ЕЕВ за 1901 год, т.1, с.68, от 16 марта №6).
1903 год. Пособие: Бирюкова Таисия, вдова диакона этого села – 12 р. (ЕЕВ за 1903 г., с.426, от 16 сентября №18).
1904 год. В отчетном году выдано единовременное пособие диаконской дочери этого села Бирюковой Клавдии на заведение приданого при выходе в замужество – 30 р. (ЕЕВ за 1904 год, с.249, от 1 июля №13).
Пособие: Бирюкова Таисия, вдова диакона этого села – 12 р. (ЕЕВ за 1904 год, с.274, от 16 июля №14).
1905 год. Пособие: Бирюкова Таисия, вдова диакона этого села – 8 р. (ЕЕВ за 1905
год, т.2, с.442, от 1 сентября №17).
1906 год. Назначен благочинным 3 округа Камышловского уезда священник
Пьянков Василий – 21 июня (ЕЕВ за 1906 год, т.1, с. 269, от 1 июля №13).
Определена просфорней к этой церкви – священническая вдова Пономарева Лидия, 22 июня (ЕЕВ за 1906 год, т.1, с.356, от 1 августа №15).
Уволена от должности просфорни – священническая вдова Пономарева Зинаида, 22 июня (ЕЕВ за 1906 год, т.1, с.357, от 1 августа №15).
1907 год. Всемилостивейше пожалован к 6 мая, дню рождения Его Императорского Величества камилавкой благочинный 3 округа Камышл.у. священник Пьянков Василий (ЕЕВ за 1907 год, т.1, с.241, от 15 мая №19).
1908 год. Пособие: Бирюкова Таисия, вдова диакона Курьинского села — 6 р.(ЕЕВ за 1908 г., т.1, с.30 прил., от 15 февр.№7). Пособие: Пономарева Зинаида, вдова священника Курьинского села — 8 р.(ЕЕВ за 1908 г., т.1, с.31 прил., от 15 февр.№7).
1909 год. 3-й округ. Село на реке Пышме, местопребывание благочинного. В селе
часовня Георгиевская. Прихожан м.п. 1328 и ж.п. 1354. Земская школа: 132 уч. В приходе деревни: Боровки в 2 в. со школой грамоты; Медведева в 1 в. с часовней Флоро-Лаврской.
Почтовая станция: г. Камышлов. Священник Пьянков Василий Григорьев, 5 классов семинарии, с 1885 г., имеет камилавку, с 1907 г.; жалованье 144 р., церк. дом. Диакон Оранский Сергий Александров, 3 класса семинарии, псаломщик с 1892 г., диакон с 1896 г.; жалов. нет, церк. дом. Псаломщик Горбунов Николай Михайлов, окончил школу псаломщиков, с 1900 г.; жалов. 48 р., церк. дом. Земли 198 дес., доход 941 р. 27 к. Просфорне 60 р., церк. дом, 8 сажен дров и сборы. (Спр.кн. за 1909 год, с.154).
1910 год. Определен псаломщик Пермской епархии Пономарев Моисей – на
псаломщическое место к ц.с. Курьинского, Камышл.у., 9 марта (ЕЕВ за 1910 год, т.1, с.148-149, от 15 марта №11).
Из списка удержаний в казну: за назначение на должность с казенным содержанием, произведенных из жалованья за 1-ю половину 1910 года: с. Курьинского Троицкой ц. псаломщик Пономарев Моисей – 3 р. 92 к. (ЕЕВ за 1910 год, т.1, с.435 от 8 июля №26). 1911 год. Пособие: Бирюкова Таисия, вдова священника ц.с. Курьинского, К.у. – 12 р. (ЕЕВ за 1911 г., т.1, с.28 — приложения, от 30 января №5).Пособие: Пономарева Зинаида, вдова священника ц.с. Курьинского, К.у. – 12 р. (ЕЕВ за 1911 г., т.1, с.28 — приложения, от 30 января №5).
1912 год. Утверждены в составе ц.п. попечительства: председателем крестьянин Т.И. Дружинин, казначеем крестьянин Л.Т. Сутягин, членами крестьяне: И.Т. Печенкин, И.А. Дружинин, Е.Т. Дружинин, А.И. Дружинин, Г.И. Дружинин, Е.С. Горылин, С.П.
Пириграмов, А.Ф. Сутягин, Н.Т. Воробьев, Г.И. Воробьев, Н.Ф. Панов, И.С. Позанов, П.И.
Печенкин, Д.Ф. Печенкин, А.С. Копылов, Е.Г. Копылов, М.Д. Рябсов, И.Ф. Лескин, Т.Г.
Лапин, Н.А. Лескин. (ЕЕВ за 1912 год, т.1, с.127, от 26 февраля №9).
Утвержден в должности церковного старосты крест. Л.Т. Сутягин (ЕЕВ за 1912 год,
т.1, с.128, от 26 февраля №9).
Определены: диакон церкви села Курьинскаго, Камышловскаго уезда, Оранский Сергей на священническое место к церкви села Куяшскаго, Екатеринбургскаго уезда,—11 Декабря; (ЕЕВ за 1912 г., от 23 декабря №52, с. 610)
1913 год. Определен: состоящий на вакансии псаломщика при церкви села ВерхНицинского, Ирбитскаго уезда, диакон Меньшиков Николай на диаконское место к церкви села Курьинскаго Камышловского уезда, — 11 Января(ЕЕВ за 1913 год, от 20 января №3, с. 53).
ДНЕВНИК Его Преосвященства, Преосвященнейшего Митрофана, Епископа
Екатеринбургского и Ирбитского, по обозрению церквей в Ноябре месяце 1912 года. 5-е ноября. Так, в настоящее время в округе по ремонту храмов производятся следующие работы: в с. Курьинском расширены боковые приделы и изыскиваются средства для устройства иконостаса в северном приделе(ЕЕВ за 1913 год, от 7 апреля №14, Н.О., с. 370).
14 августа проездом в С.-Петербург посетил г. Екатеринбуре Преосвященный
Мелетий, Епископ Якутский и Вилюйский. В 11 часов Преосвященный Мелетий прибыл в Архиерейский дом и, пробыв здесь около часа, изволил отбыть обратно на вокзал железной дороги. По пути в Екатеринбург Преосвященный Мелетий пробыл некоторое время в селе Курьинском Екатеринбургской епархии, где находится могила его жены, скончавшейся здесь несколько лет тому назад во время лечения на местном курорте. (ЕЕВ за 1913 год, от 18 августа №33, Н.О., с. 785). 18 Августа Божественную литургию Его Преосвященство совершили в Крестовой церкви. За часами посвящен в стихарь псаломщики Свято-Троицкой церкви Курьинского села, Камышловскаго уезда, Пономарев Моисей. (ЕЕВ за 1913 год, от 25 августа №34,Н.О., с. 798).
ДНЕВНИК Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Митрофана, Епископа
Екатеринбургскаго и Ирбитскаго, по обозрению церквей в Мае месяце 1913 года.
В селе Курьинском только что закончены работы по расширенно храма и изыскиваются средства на устройство иконостасов в приделах. (ЕЕВ за 1913 год, от 29 сентября №39, Н.О., с. 908).
ДНЕВНИК Его Преосвященства, Преосвяшеннейшего Митрофана, Епископа
Екатеринбургского и Ирбитского, по обозрению церквей в Мае месяце 1913 года.
26 Мая. В последней четверти минувшего столетия с. Курьинское получило довольно широкую известность благодаря найденному близ его целебному источнику. Чрез реку от села, на красивом берегу образовался лечебный курорт – «Курьинские минеральные воды», куда летом ежегодно, по предписаниям врачей, прибывают больные, нуждающиеся в лечении водами этого источника. Сюда же из окрестных городов и заводов стали приезжать и все те, кто просто желал отдохнуть на лоне природы. Для многих „Курьи» стали излюбленным местом летнего времяпрепровождения. Иные из городских жителей даже построили здесь свои домики, в которые и спешат укрыться от сутолоки городской жизни, как только весна вступит здесь в свои права. С теплом село оживает и обращается в культурный уголок. Открывается почтовое отделение, аптека; между станцией Богданович и курортом устанавливается оживленное движение; местный говор перемешивается с бойкой образованной речью, городские костюмы — с крестьянскими, безделье — с делом, сельская тишь с шумом города… Но проходит два-три месяца этой смешанной жизни, подует „Борей прохладными крылами», зажелтеет лес, заплачет небо, и село снова принимает свой обычный вид. „Дачный уголок» исчезает, остаются только „Курьи»-большая деревня с заколоченными на глухо городскими постройками на высоком берегу. Деревня Курьи до конца XVIII века была в составе Поварнинского прихода и только в 1791 году вместе с д. Боровой выделилась в самостоятельный приход, к которому примкнули д. Медведева из Ново-Пышминского прихода, д. Ирбитские Вершины из Знаменского прихода и впоследствии — д. Таушканы из Кочневского прихода. Две последние деревни затем образовали самостоятельные приходы. Первый деревянный храм был построен в 1791 году, простоял только год и сгорел. В 1793 году был построен второй, тоже деревянный. Этот храм существовал до 1852 года, когда был перенесен в д.Ирбитские Вершины, где стоить и до сих пор. Существующий каменный храм был заложен в 1841 году. Мая 14 дня 1844 года был освящен теплый придел его, а мая 25 дня 1853 года — главный, холодный. Этот храм без изменения существовал до 1908 года, с какового года началось расширение его. Вместо малопоместительного придела был сооружен обширный храм с двумя приделами, из коих южный был освящен 6 октября 1909 года, а северный стоит пока без освящения. По недостатку средств храм пока не отделывается внутри.
Прихожан числится 1528 муж. п. и 1575 жен. п. Раскольников и сектантов нет.
Глубокая вера в Бога Промыслителя, Искупителя и Спасителя, в св. прав. Церковь, как руководительницу в деле спасения, присуща всем прихожанам и находит выражение в весьма усердном посещении храма, в усердном исполнении христианского долга Исповеди и св. Причастия, поминовении усопших, служении панихид и молебнов, всенощных бдений на домах и пр. Идя в храм, родители ведут туда же детей своих, а младенцев малых несут на руках и охотно причащают их св. Таин. В воскресные и праздничные дни число малолетних обычно достигает цифры сто. В болезнях прихожане охотно прибегают к таинству елеосвящения. Здесь нет того убеждения, что „соборуют перед смертью и к смерти», а потому многие прибегали к этому таинству уже по несколько раз.
Число бывших у Исповеди и св. Причастия в 1912 году достигло 2150 чел. и кроме того 28 чел. было исповедавшихся, но не причастившихся. Не бывших по отлучкам и др. причинам было 226 чел. и по нерадению — 180 чел.
Однако же должно сказать, что знание догматических истин христианской веры среди прихожан недостаточно, знание повседневных молитв, заповедей и Символа Веры не отчетливо. Нравственное учение Господа Иисуса Христа прихожане более чувствуют душой, в жизни же своей часто нарушают его. Обманы, воровство, буйство, драки, пьянство, непочтение к родителям — частое явление среди них. Пьянство особенно бывает заметно во время храмовых праздников и браков. Его поддерживает тайная продажа водки, борьба с
которой весьма затруднительна. В 1911 году прихожане составили приговор о закрытии в селе казенной винной лавки и пивных. С 1 января 1913 г. пивные все закрыты, но винная лавка продолжает оставаться. В 1912 году состоялся второй общественный приговор, направленный к искоренению в приходе хулиганства молодежи. Приговор этот представлен на утверждение подлежащего начальства и дальнейшая судьба его неизвестна. К ослаблению пороков и исправлению недостатков паствы причтом принимаются следующие меры: проповедь пастыря с церковной кафедры, внебогослужебные воскресные чтения с общенародным пением, вразумления и назидания во время посещения домов прихожан, бесплатная раздача листков религиознонравственного содержания и выдача книг из церковной библиотеки, но любителей чтения не много — всего до 80 человек. К уменьшению пьянства в приходе организуется общество трезвости, в которое пока записалось только 18 человек. В текущем году (с 24 Февраля) новопоступивший диакон Меньшиков между утреней и литургией в воскресные дни и Великим Постом в пятницу и субботу вел религиозно-нравственные чтения, пользуясь для сего одобренными цензурой печатными произведениями.
В церкви за Богослужениями поет хор любителей под управлением Д. Степанова, трудящегося безвозмездно. На содержание хора фабрикант И. Е. Ятес (Великобританский подданный) с 1905 года ежегодно отпускает из своих средств по 180 рублей. Церковноприходское Попечительство существует с 1887 г. В 1912 и 1913 гг. деятельность Попечительства выразилась в выдаче бедным семействам муки к праздникам Рождества Христова и Св. Пасхи, а также в помощи по ремонту храма и причтовых домов. Кроме того Попечительство ведет продажу молитвенников и брошюр религиозно-нравственного и антиалкогольного содержания. Школа в приходе одна, земская, с общим числом учащихся в 128 человек.
В село Курьинское Его Преосвященство прибыл около половины девятого часа утра. Когда проезжали по улицам села, какой то седовласый старец приблизился к экипажу Владыки и вручил Преосвященному букет сирени. Такое выражение внимания к Архипастырю со стороны простого старика, крестьянина, особенно трогательно. Сделать букет — задача для старых, огрубевших в тяжелой работе, пальцев не легкая, но старец справился с нею. От его букета вместе с ароматом цветов веяло сердечной теплотой и нежностью сыновних чувств искренней любви и преданности- тем ароматом чистой души, которому равного не сыщешь…
Народ по праздничному разодетый, стоял по бокам улицы. Чем ближе к церкви, тем гуще толпа. У храма на площади народ стоит без шапок. Над головами толпы развеваются св. хоругви. Выйдя из экипажа, Владыка осенил народ и при пении тропаря вошел в церковь, где был встречен поджидавшим его духовенством. Вслед затем началось служение литургии. Во время малого входа был возведен в сан протоиерея настоятель Кашинской Николаевской церкви священник Евлампий Бирюков и на священника Александра Гаряева возложена скуфья. Церковь была переполнена. Пели два хора архиерейский и местный. В конце литургии Его Преосвященством сказано поучение, в котором было изъяснено о цели пришествия Иисуса Христа; о вечной жизни, ожидающей нас за гробом; о жизни земной, как подготовительной к загробной жизни; о подражании Христу, как верном способе достижения Царствия Небесного; о благодати Божией, всегда пребывающей в Церкви и через таинства устрояющей спасение людей. Закончил свою речь Владыка горячим призывом, обращенным к слушателям, быть верными чадами Св. Церкви и в жизни своей твердо и неуклонно следовать тем путем, какой Церковь указывает своим чадам, ибо это путь правый, путь ведущий к вечному спасению. По отпусте литургии Его Преосвященство преподал благословение всем, подходившим к нему, и затем проследовал в дом священника. Выпив стакан чая, Владыка выехал в село Новопышминское. (ЕЕВ за 1913 год, от 20 октября №42, Н.О., с. 987-991).
1914 год. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ повелеть СОИЗВОЛИЛ благодарить от ВЫСОЧАЙШАГО ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Имени прихожан Свято-Троицкой церкви села Курьинского, Камышловского уезда, и жителей деревни Мельниковой, Кочневской волости, того-же уезда, за религиозно-патриотические пожертвования в ознаменование 300-летняго юбилея ИМПЕРАТОРСКАГО Российского Царствующего Дома Романовых. (ЕЕВ №46 от 16 ноября 1914 года, с.437).
1915 год. 3-й округ. По штату: священник, диакон и псаломщик. Священник Пьянков Василий Григорьевич, 54 лет, из 5 класса семинарии, с 1885 года, в 1913 году награжден орденом св. Анны 3 степени. Диакон Меньшиков Николай Андреевич, 31 год, окончил народное училище, с 1909 года. Псаломщик Пономарев Моисей Кесаревич, 30 лет, из 4 класса духовного училища, с 1903 года. В приходе деревни: Медведева, Валова, Боровки с часовней. Часовня в селе. (Спр.кн. за 1915 год, с.99).
Утверждены в должностях церковных старост: при Свято-Троицкой церкви села Курьинского, того же уезда, крест. Сутягин Лукиан Тимофеев; (ЕЕВ №11 от 15 марта 1915 года, с. 146). ? Его Преосвященством, Преосвященнейшим Серафимом, Епископом Екатеринбургским и Ирбитским, преподано Архипастырское благословение, с выдачей установленных свидетельств за пожертвование значительных денежных сумм на переустройство приходского Св. Троицкого храма в селе Курбинском, Камышловскаго уезда, 1) местному церковно-приходскому попечительству, ассигновавшему 300 руб., 2) прихожанину сего храма Евлампию Васильеву Дружинину, внесшему 200 руб., 3) то же Терентию Иванову Дружинину, пожертвовавшему 100 руб., 4) Димитрию Феодорову Печенкину и 5) Лукиану Сутягину, давшим по 105 р. (ЕЕВ №23 от 7 июня 1915 года, с. 312).
Пѳремещены: диакон церкви с. Курьинскаго, Камышловскаго уезда, Меньшиков Николай в с. Шутихинокое, Шадринскаго уезда—23 Сентября. (ЕЕВ №40 от 4 октября 1915 года, с. 521-522).
Назначены: псаломщик церкви с. Карасе-Истокскаго, Екатеринбургскаго уезда, Борчанинов Сергей диаконом к церкви с. Курьинского, Камышловского уезда, 11 Ноября; (ЕЕВ №47 от 22 ноября 1915 года, с. 575).
1925 год. Курьинский с/с, Далматовского района, Шадринского округа, Уральской области, 1925 год: л.276об: Чермных Петр Иванович – священник. Борчанинов Сергей Мих. – дьякон. Л.277: Панов Гавриил – священник. Неумин Виктор Дмитр. (Неуймин Виктор?) – дьякон. (ГАСО ф.р-88 оп.9 д.33 т.2 – Списки лиц лишённых избирательных прав по всем округам и руководящая переписка по этому вопросу за 1925 год).
1927 год. С. Новопышминское, шадрин. округа. Дня за три до Пасхи в селе ходили местные агитаторы староцерковничества, заходили в дома верующих, уговаривали переходить «на старое», собирали подписи объясняя, что средства нужны для того, чтобы испросить у Курьинского Рик‘а разрешение Курьинскому священнику ходить с иконами из Курьинского храма по району Новопышминского прихода. Когда на второй день Пасхи Новопышминский священник вышел с иконами по своему приходу, агитаторы староцерковничества бросились по приходу и стали убеждать верующих не принимать обновленцев и при этом показывали полученное ими от Рик‘а разрешение на право хождения по Новопышминскому приходу Курьинскому священнику. Узнав об этом, члены церковного совета и священник с. Новопышминского просили Рик аннулировать разрешение, данное Курьинскому священнику, но получили отказ. Спустя недели три после того в Новопышминский приход явился уже другой посторонний священник — из села Кашинского о. Корольков Василий и стал „жать, где не сеял». Священник с. Новопышмиского послал с цер. старостою к о. Королькову письмо с приглашением пожаловать на диспут. Тема диспута: «Что нас разделяет»? Корольков ответил: «Я даже разговаривать не хочу с вашим священников, мне дано разрешение Властью, у нее справляйтесь!—О чем? О причинах разделения? Через несколько дней явился в с. Новопышминское со своими иконами и священник с. Курьинского и начал обход домов верующих. Местные агитаторы, видя успех, воспрянули духом и стали хлопотать о том, чтобы им отдали половину храма и в тоже время повели агитацию против ремонта храма, задуманного обновленцами. В приходе создалось тревожное настроение. Местный священник с. Новопышинского назначил диспут со староцерковниками батюшками, посеявшими смуту в его приходе. (УЦВ №8 от 15 июля 1927 года, с.14-15).
2013 год. Немного о храме в сборнике (с.47; Брызгалова Т.А./Возрождение культурного наследия Сухоложья //Сухоложье в истории Урала: связь времен/Материалы региональной научно-практической конференции/Екатеринбург, 2013).
Просмотры (1008)