Стоит ли увлекаться православным телевидением?

            В нынешний век необычайно возросшего  потребления, которое чрезвычайно бурно возрастает и стимулируется  обществом, с величайшим прискорбием приходится признать, что процесс этот не обошел и церковь. Нынешний  уровень и объем  предлагаемых услуг предлагает все больше возможностей и различных «удобств»  потребителю. Если еще совсем недавно чтобы просто оплатить коммунальные услуги, человеку нужно было дойти до почты либо сберкассы, постоять в очереди, и, заполнив бланки заплатить в окошечко свои кровные, — сейчас уже это не актуально и скоро исчезнет совсем, как исчезли телеграф и переговорные  пункты связи. Платежные сервера, портал «Госуслуг»  предлагают сейчас уже широкие возможности по совершению платежных, регистрационных и прочих действий, позволяющие совершать их не выходя из дома и избавляющие гражданина от нервотрепки, от неоправданной потери драгоценного времени.

Можно с успехом перечислять и далее, но в рамках данной статьи я не ставлю цель показать все возможности, которые появились в обществе с развитием связи и цифровых технологий  –  это очевидный факт. Развитие техники неизбежно и необходимо и может в определенных условиях быть для человечества  очень полезным. Глупо отрицать пользу, приносимую людям с появлением Интернета и новых передовых технологий, например: в медицине. Прогресс в технике и быту движутся семимильными шагами. Технократия стала достоянием не только городов, но и глубоко проникла в быт и сознание сельского жителя из  самой дальней глубинки. Для примера: как-то раз потребовалось мне выкопать в огороде небольшую ямку для бытовых нужд. Можете себе представить: долгое время мне не удавалось найти желающих на этом подзаработать. К кому я ни обращался из тех, кто кроме как лопатой и руками ни на что другое был не способен,  (да и, кроме того, думаю, очень нуждался в заработке!) получал от них мотивированный отказ: «Батюшка, так тут экскаватор нужен!» Вот как! Ситуация вполне типичная.

     Давайте теперь разберемся: что здесь не так? С одной стороны все очень логично и красиво: человечество развивается и становится на новый уровень познания мира – что в этом плохого? На первый взгляд – ничего, однако, только лишь на первый…. Если следовать простой логике, то непременно для всякого действия усмотрим его первопричину и мотивацию, то есть то, ради чего все это действие совершается. В данном случае рассматривая научно-технический прогресс как действие, нетрудно определить и породившую его мотивацию: улучшение уровня жизни, снижение физических трудозатрат (вплоть до полного избавления от них), высвобождение времени, повышение комфорта жизни – что мы в итоге и наблюдаем. Только вот, так ли это хорошо и безопасно, как полагает об этом мiр? Снова обратимся к логике: что в полной мере можно считать абсолютно прекрасным и совершенным по устроению: любое, даже из самых малых  творений Божиих, или что-либо  от умов и рук человеческих? Правильно. Любая самая маленькая былинка или букашка превзойдет по сложности любое премудрое устройство, созданное людьми. И вряд ли найдется тот, кто станет это оспаривать. Понимая, однако, и то, что Церковь – тоже есть Творение Божие (правда, до времени это обстоятельство очевидно не для всех) и Она являет собой премудрость своего Творца, что все-таки побуждает многих прислушиваться Ее гласу. Какая это благость для них! Блажен раб, творящий волю Господа своего! В Библии говорится, что когда Господь изгонял Адама из рая на землю, вследствие совершенного им греха, было сказано падшему прародителю нашему: « в поте лица своего будешь добывать хлеб насущный…» А что же мы? А мы – возненавидели физический труд, полюбили безделье и негу, окружили себя безмерной роскошью и комфортом, включая «последних» земли…. И хорошо бы если высвободившееся в результате технического развития время люди бы использовали  с истинной пользой для себя: чаще ходили в храмы, занимались духовным развитием себя, читая душеполезные книги, воспитывали бы должным образом своих детей…. Правда, вот, некоторые из православных  в беседе со мной говорят так: «Батюшка, я телевизор не смотрю, кроме как, православный канал!» Так и хочется при этом сказать: «Ну, ты – молодец! Возьми и скушай конфетку из холодильника!» Вот и сейчас, читая эти строки, некто из Вас, возможно, подумает: «И что здесь такого? Я тоже смотрю православный канал… и чем это батюшка тут недоволен». И предвосхищая желание некоторых взять и написать «куда следует» на данного злодея-батюшку, что посягнуть пытается на то, что устроено по благословению разных высоких архипастырей, сразу спешу сказать: «Да благословен будет любой православный канал, несущий людям радость познания Веры!» Спешу сказать, что я и сам порой смотрю некоторый контент, который интересен лично мне, в особенности тот, который рассказывает о Святой Земле, о горе Афон и других святых местах Земли. Много другого и доброго материала представляет нам православное телевидение и в этом есть его некая польза. Что же представляется мне неприемлемым? Попытаюсь пояснить. Помню, когда меня в детстве только-только отдавали учиться в музыкальную школу учиться на баяне, мысленно мне представлялась следующая картина: сидим мы в классе человек 20, все с баянами, перед нами педагог, тоже с баяном, и вот он что-то нам показывает, а мы за ним повторяем… .Шум при этом, грохот, друг друга и  ничего вообще не слышно! Сущий кошмар! Как я был удивлен, когда на первом занятии вдруг выяснилось, что урок проходит индивидуально: один на один с учителем!  И тут не спишешь, не спрячешься за товарища – все на виду (да и на слуху)! Для музыки, и вообще, сферы искусства — это единственно правильная форма обучения, поскольку искусство и музыка призваны раскрывать внутреннюю красоту личности человека, работать с ней, раскрывать индивидуальность души человека, его талант. Но вот, когда в студию приглашают батюшек или даже епископов и начинают им задавать по телефону разные вопросы,  сразу вспоминается мой детский кошмар про музыкальную школу (20 человек с баянами…). Что здесь не так? – скажете вы. Возможно, и «все так», если бы тема передачи была несколько другая. Скажем, — «советы огороднику», в которой обсуждался бы вопрос борьбы с сорняками или вредными насекомыми. Тогда нормально, но убежден: не в нашем случае. Позвольте задать вам один вопрос: зачем нужен врач и медицинские учреждения? Правильно, лечить людей. И делается это (или, хотя бы, должно делаться!) со строго индивидуальным подходом к каждому больному. Я помню в советские времена, когда выходил журнал «Здоровье», его главным лейтмотивом был призыв не заниматься самолечением, а при подозрении на описанное заболевание немедленно обращаться к врачу. Современное телевидение оказывает нашим соотечественникам «медвежью услугу», рекламируя несчетным образом огромное количество лекарственных препаратов и пищевых добавок «на все случаи жизни». И это – уже плохо. Мы же говорим о несоизмеримо важном – об исцелении и спасении души. Церковь – место особой благодати Божьей. Часто приходя сюда, человеку бывает достаточно, чтобы ощутив на себе Ее действие, многое изменить в своей жизни в лучшую сторону. Священник, проповедающий в храме и священник проповедающий в студии – это довольно разные вещи. Часто человек-грешник и нескольких минут чисто физически не может пробыть в храме Божьем, чувствуя невыносимую тяжесть давления своих грехов.  В «миру» же ему, в этом царстве греха, довольно комфортно, что порой позволяет ему почти «на равных» состязаться в словопрениях с тем же батюшкой, получая порой ложную иллюзию морального над ним превосходства. «Что русскому хорошо, то немцу – смерть!» — эта поговорка, думается, вполне справедлива в нашем случае, поскольку всякий человек пребывает на своей ступени духовного развития, и то, что для одного может стать полезным и спасительным, для другого может послужить соблазном и поводом потерять всякий интерес к вопросам духовности.

Думаю, многие священники сталкивались с ситуацией, когда кое-кто из  прихожан пытался разрешить недоуменные вопросы, связанные со свободной трактовкой некоторых вопросов церковной жизни: «Батюшка, а вот по телевизору говорили совсем не так, как говорили вы о том-то и том-то…» Получив такую «плюшку», батюшке, понятно, надо как-то реагировать. В сознании же этого прихожанина само собой выстраивается стойкое убеждение, что батюшка из телевизора «прав», хотя бы по причине той, что «плохого» на передачу не пошлют. Что же «наш-то» тогда подкачал? Неприглядная и глупейшая для священника ситуация…. А почему, собственно все священники должны иметь одно мнение и говорить слово в слово, если речь не идет о догматах церковных? Ведь и каждый врач, спасающий больного, действует на основе своих знаний, личного опыта, если хотите, — и интуиции, принимая конкретного больного со всем многообразием его индивидуальных данных: возраста, пола, полученных анализов, переносимости или непереносимости к тем или иным лекарственным препаратам и т.д. и т.д. И часто получается, что высокий авторитет «грамотного» телевизионного батюшки в сознании конкретного прихожанина затмевает истинно разумные и правильные советы родного приходского священника, хотя порождены не только творческой силой «живого» общения, но и поспешествующей данной священнику благодатью.

     Что еще  представляется не приемлемым в телевизионном «окормлении» людей? Работая на многочисленную аудиторию, у всякого ведущего передачу, вольно или невольно мысленно порождается некий усредненный образ, в данном случае, телезрителя, к которому он обращается. Проще говоря, у выступающих по «ящику» батюшек возникает порой, возможно, и не у всех, но не осознанное желание понравиться всем и каждому. При этом начинает просвечивать не свойственная Церкви демократия, либеральность суждений и оценок, и в сочетании с напыщенной учтивостью и улыбчивостью пастыря формируется в массовом сознании образ «настоящего батюшки», который ничего никогда не истребует и «всем все простит». Такой вот «добренький» батюшка! Излишне, пожалуй, говорить о том, что значит быть добрым и «добреньким», но все же, нужно чуть прояснить. В первом случае побудительная сила —  любовь к человеку, во втором – тщеславие и  человекоугодие, то есть — грех.  

    И главное, в чем видится опасность «телевизионной духовности» — это взращивание в человеке ложного мнения о его «якобы» причастности к духовной жизни. Церковь, несущая человеку истинную веру и просвещение, отодвигается при этом на второстепенный план, и то, что происходит и действует в ней, становится для него маловажным. И все о чем мы говорили в начале этой статьи, то есть все более возрастающее желание человека не трудиться «в поте лица своего», с нарастающей силой проникает в жизнь Церкви, порождает иллюзию причастности к церковной жизни, когда он наблюдает Литургию с экрана телевизора. Довелось мне как-то слышать восторженные выражения одной прихожанки: «Ах! Сколько я нынче благодати получила! Полную трансляцию службы с участием Патриарха посмотрела». Вот так люди путают эмоции с благодатью. И все это есть результат духовного оскудения вследствие суррогатной подмены Церкви телевидением. Современное общество этого не страшится – оно к нему стремится. Нынешнее общество потребления пытается навязать и Церкви свои правила и порядки. К примеру, далеко не редки вопросы: «А почему нельзя сделать исповедь по Интернету или дистанционно поставить свечку через церковный сайт?» И следуя прихоти таких прихожан, кое-где уже происходят «современные подвижки», направленные на «облегчение жизни» православного народа.

    Что будет дальше? Думаю, увидим. Но те перемены, которые видим в последнее время, не несут ничего хорошего. Стоит ли их принимать?

Просмотры (38)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *